Малое инновационное предприятие на базе вуза: от идеи к бизнесу

24.02.2015 Малое инновационное предприятие на базе вуза: от идеи к бизнесу Авторы:
Людмила Романович, директор Инновационно-технологического центра БГТУ им. В.Г. Шухова, к.э.н., доц.

Евгений Евтушенко, проректор по научной работе БГТУ им. В.Г. Шухова, д.т.н., проф.
Александр Долбилов, член ред. коллегии «Мир телекома»

Коммерциализация научных разработок – это важная и непростая задача. Сегодня университеты могут успешно ее решать путем создания малых инновационных предприятий. Что необходимо сделать на стадии НИОКР и формировании инновационного проекта? Где найти необходимый объем финансирования? Как создать успешное инновационное предприятие? Что необходимо для его развития? В этой статье мы поделимся успешным опытом работы научно-инновационных подразделений университетского комплекса БГТУ им. В.Г. Шухова, результатом которого стало создание около 100 малых инновационных предприятий. Последовательность необходимых действий показаны в виде цепочки шагов, которые необходимо осуществить для успешной коммерциализации Вашей идеи.

На сегодняшний день большинство ВУЗов обладают огромным научным и техническим потенциалом. Научные школы, уникальное оборудование и финансовая поддержка со стороны государства в форме грантов и конкурсов по различным приоритетным направлениям позволяют успешно проводить исследования в фундаментальных и прикладных областях наук. Однако изначально ученый-инноватор должен быть нацелен не только на достижение научно-технического результата, но и на получение дохода от результатов своей интеллектуальной деятельности.

Задача университета – создать среду, в том числе коллективы и подразделения, которые помогут достигнуть цели – найти потенциального заказчика, выйти на использование разработки, найти в бизнесе проблемы и донести их до ученого.

Таким образом, ключевым фактором коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), создаваемых в университетах, является создание эффективной инфраструктуры и благоприятного инновационного климата. (Рис.1.)
рис 1.PNG

Опыт создания малых инновационных предприятий с участием БГТУ им. В.Г. Шухова позволяет утверждать, что на каждом из шагов движения инноватора большую роль играет эффективность инновационной инфраструктуры университета, взаимодействие всех его структурных подразделений с одной целью – поддержать инноватора: обеспечить всей необходимой информацией о возможном финансировании, оказать помощь в выявлении и правовой охране полученных результатов, оформлении и «запуске» малого инновационного предприятия.

Важным компонентом также является сотрудничество с представителями реального сектора экономики региона. Это позволяет:
• находить дополнительные источники финансирования и промышленные экспериментальные площадки;
• получать «обратную связь» о проблемах и технологических задачах, имеющихся на предприятиях, которые определяют направление исследований нашего университета.
Процесс научно-исследовательской деятельности можно представить в виде схемы на рис.2.
рис 2.PNG

Научно-исследовательская работа
Все начинается с науки. Как найти деньги на исследования? В мире науки все меняется очень быстро.
Финансирование научных проектов может быть осуществлено из следующих источников (Рис. 3):
• Государственное задание Минобрнауки РФ (www.dusp.ru);
• Гранты Президента РФ (www.extech.ru);
• Постановления Правительства №220 (www.p220.ru);
• Федеральные целевые Программы (www.fcpir.ru);
• Международные контракты; • Хозяйственные договоры на выполнение НИР;
• РНФ (www.rscf.ru);
• РФФИ (www.rfbr.ru);
• РГНФ (www.rfh.ru);
• Постановление правительства №218 (www.p218.ru);
• РФТР (www.rftr.ru).
ззз.PNG

Выявление результатов интеллектуальной деятельности
Выявление результатов интеллектуальной деятельности, т.е. технических решений способных к правовой охране или имеющих какую-либо коммерческую ценность, осуществляется исходя из полученных результатов научно-исследовательских работ, учитывая информацию патентных и маркетинговых исследований (Рис. 4).

Патентные исследования регламентируются ГОСТ Р15.011-96. Основными задачами патентных исследований являются:
• исследование уровня техники РИД;
• анализ новизны исследуемого технического решения;
• изучение тенденций технического развития в исследуемой области;
• исследование патентной чистоты РИД в рамках анализируемого инновационного проекта.
Основными задачами маркетинговых исследований на данном этапе являются:
• выявление и анализ основных требований рынка, предъявляемых к инновационной продукции и способам её изготовления;
• определение рынков сбыта продукции, использующей анализируемые технические решения;
• выявление наиболее активных регионов по проведению исследований в анализируемой области;
• выявление наиболее сильных и значимых конкурентов, ведущих разработки в исследуемой области;
• анализ научно-технической и патентно-лицензионной деятельностей ведущих фирм – конкурентов.

Критерии, определяющие возможность правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности, регламентируются Положениями Гражданского кодекса (ГК) РФ ч. 4.
рисунок 44.PNG
Рис. 4 - Выявление результатов интеллектуальной деятельности

На первом этапе анализа информации, полученной в ходе патентно - маркетинговых и научных исследований, для выявленных результатов интеллектуальной деятельности целесообразно вводить режим коммерческой тайны (ноу-хау). Такой выбор охраны оправдан тем, что на ранней стадии проекта недостаточно изучен потенциальный рынок инновационной разработки, часть выявленных РИД нуждаются в доработке. В случае принятия решения о патентовании или государственной регистрации того или иного РИД необходима процедура подготовки и подачи заявки в соответствующее патентное ведомство, экспертиза, оплата пошлин, что является весьма трудоемким и затратным во времени процессом. Правовая охрана в качестве ноу-хау позволит избежать преждевременного раскрытия информации и потери конкурентного преимущества на ранней стадии инновационного проекта.

Регулируют отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004. № 98-ФЗ; Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Перечень сведений конфиденциального характера».

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
Рекомендуемые этапы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности представлены на схеме (Рис. 5).
пыаыва.PNG
Существует три процедуры международного патентования.
Традиционная процедура, предусматривающая подачу заявки непосредственно в то национальное патентное ведомство, на территории которого заявитель заинтересован в получении охранного документа. Такая процедура оправдывает себя в тех случаях, когда заявители заинтересованы в быстрой охране своих изобретений на территории государств, число которых, как правило, не превышает трех-четырех и в которых для заявителя уже определена перспектива реализации патентуемых изобретений.

Региональная процедура, в соответствии с которой зарубежное патентование осуществляется посредством подачи заявки в региональное патентное ведомство. К числу таких региональных договоров относятся Европейская и Евразийская патентные конвенции, а также Соглашение о создании африканской организации интеллектуальной собственности (франкоязычные страны) и Соглашение о создании африканской региональной организации по охране промышленной собственности (англоязычные страны).

Международная процедура, которая оправдывает себя при заинтересованности заявителя в охране своего изобретения на территории максимально возможного числа государств, в том числе на территории государств, не являющихся участниками какой-либо региональной конвенции или соглашения. В области изобретений и полезных моделей к числу международных договоров относится Договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty, PCT).

Выбор процедуры патентования должен быть выполнен с учетом требования ГК РФ ч.4 (ст. 1395), который обязывает подать первую заявку на выдачу патента в Федеральную службу по интеллектуальной собственности РФ или в случае, например, патентования по процедуре РСТ обязательно в перечне стран указать Российскую Федерацию.

Схема закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств представлена на Рис. 6.
пмпори.PNG

01.10.2014 вступает в силу Федеральный закон N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственный учёт
В процессе научно-исследовательской деятельности не следует забывать о необходимости регистрации НИОКР в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.

Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2014.

С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 “О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”. Согласно его Положениям, обязательной регистрации подлежат:
а) Сведения о начале научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета;
б) Сведения о результатах исполняемых работ: отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенные диссертации на соискание ученых степеней, алгоритмы и программы;
в) Сведения о созданных РИД, состоянии правовой охраны РИД и их использовании.
Система единого учета является своего рода «связующим информационным звеном» между государством, университетами и представителями реального сектора экономики. 

Преимущества государственного учета представлены на схеме (Рис. 7). Учет осуществляется в онлайн-режиме на сайте ЕГИСУ НИОКР.
пррр.PNG
Создание хозяйственного общества/партнерства с участием ВУЗа
После того как созданы объекты интеллектуальной собственности, предварительно оценены и проработаны пути их коммерциализации, ориентировочно известен рынок и потенциальные конкуренты, сформировалась команда инновационного проекта и найдены инвестиции, целесообразно создавать малое инновационное предприятие.

Создание на базе ВУЗа малого инновационного предприятия (МИП) – один из эффективных вариантов введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных университетом.

Получение прибыли осуществляется путем собственного производства и монопольного выпуска продукции, имеющей охранный документ (IT-технологии, мелкосерийное производство), или путем продажи лицензий. В случае масштабной разработки на этом этапе возможно создание прототипа или пилотного варианта технологии для поиска дальнейшего инвестирования проекта.

Создание МИП имеет ряд положительных аспектов как для университета и инноватора, так и для экономики региона и страны в целом. Преимущества создания малого инновационного предприятия с участием ВУЗа приведены на схеме (Рис. 8).

рисунок 9.PNG
Переходим к созданию собственно малого инновационного предприятия с участием ВУЗа. Рассмотренные этапы работы в этом направлении начинаются с оценки и постановки созданных РИД на бухгалтерский баланс университета и заканчиваются заключением лицензионного договора с созданным предприятием (Рис. 9).
рисунок 10.PNG
Этап 1. Постановка РИД на бюджетный учет. 
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" принятие к учету нематериальных активов, а также их выбытие осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом.

К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, удовлетворяющие следующим условиям:
• объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
• отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
• возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
• объект предназначен для использования в течение длительного времени;
• не предполагается последующая перепродажа данного актива;
• наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
• наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
• наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства и др., договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

В целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его создании включаются следующие расходы:
• суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
• расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
• расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
• иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Не включаются в сумму фактических вложений:
• общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием объекта нематериальных активов;
• расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами;
• расходы, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий (опытных образцов), принимаемых по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в состав нефинансовых активов учреждения.

Этап 2. Проведение оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставной капитал хозяйственного общества или партнёрства. 
Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Этап 3. Определение организационно- правовой формы и создаваемого предприятия
В соответствии со ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (далее по тексту РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

Выбор организационно-правовой формы, определение места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества (партнерства), а также подготовка учредительных документов по созданию хозяйственного общества (партнерства) для целей практического применения (внедрения) РИД осуществляется единолично учреждением или совместно с соучредителем (ями) хозяйственного общества.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Таким образом, с учетом действующих редакций Федеральных законов от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" можно сделать вывод, что ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность участия бюджетных и автономных образовательных организаций в учреждении следующих форм коммерческих организаций:
• Открытое акционерное общество;
• Закрытое акционерное общество;
• Общество с ограниченной ответственностью;
• Общество с дополнительной ответственностью.

Доля вуза в уставном капитале создаваемого предприятия никак не регулируется. Рекомендуем долю вуза в уставном капитале общества оставлять на уровне 10-30%. Здесь действует принцип – если есть инвестор или высокая заинтересованность авторов РИД в развитии общества – доля меньше.

Сложившаяся практика показывает, что создаваемые в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» хозяйственные общества в целом соответствуют требованиям, предъявляемым инновационным бизнесом, но не свободны от недостатков, затрудняющих их использование в инновационных бизнес-проектах. Именно эти ограничения затрудняют возможность стадийного финансирования инновационного бизнеса, возможность гибкой защиты интересов инвесторов и правообладателей на различных стадиях коммерциализации продуктов.

Форма хозяйственных партнерств является наиболее гибкой и удобной для проведения процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Хозяйственным партнерством в соответствии со ст.2. " признается созданная двумя или более лицами компания. Согласно Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах», это коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Форма хозяйственных партнерств является наиболее гибкой и удобной для проведения процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, поскольку предусматривает:
• гибкое регулирование долей уставного капитала на различных стадиях развития инновационного бизнеса (на начальном этапе доля фондов может быть велика, а по мере развития может уменьшаться);
• независимость системы принятия управленческих решений хозяйствующего субъекта от долей в уставном капитале (принятие решения непосредственно не связано с долей участия);
• ограничение ответственности всех участников по сделкам, совершаемым хозяйственным партнёрством.

Фактически хозяйственное партнерство дает возможность устанавливать удобные для конкретного инновационного бизнес-проекта правила, в том числе допускает возможность заключения соглашения об управлении партнерством не только всеми участниками партнерства, но также работниками, в первую очередь – авторами коммерциализуемых результатов интеллектуальной деятельности.

В ряде случаев возможно непосредственное привлечение государственных институтов развития, частных инвесторов до создания малого предприятия. Получив поддержку в виде инвестиций, следует принимать окончательное решение об организационно-правовой форме МИПа.

Этап 4. Решение о создании хозяйственного общества или партнерства. Определение долей в уставном капитале
Принятие решений и рассмотрение документов для учреждения хозяйственного общества (хозяйственного партнерства) в целях практического применения (внедрения) РИД целесообразно отнести к компетенции ученого совета и (или) научно-технического совета учреждения. В решении ученого совета или научно-технического совета учреждения о создании хозяйственного общества целесообразно отразить следующие предложения по:
• наименованию создаваемого хозяйственного общества с указанием его организационно-правовой формы; • определению места нахождения хозяйственного общества;
• составу участников хозяйственного общества;
• размеру уставного капитала хозяйственного общества и размеру долей каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;
• составу имущества, вносимого учредителем (учредителями) в уставный капитал хозяйственного общества, включая сведения о предполагаемой оценке неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственного общества;
• назначению единоличного исполнительного органа;
• формированию исполнительного органа.

Решение о создании хозяйственного общества принимается на собрании учредителей хозяйственного общества, на котором утверждается его устав. При наличии двух и более учредителей решение о создании хозяйственного общества оформляется протоколом общего собрания учредителей общества.

В соответствии с п.4 ст. 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

Ранее для высших учебных заведений в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 августа 2009г. N 217-ФЗ (утратила силу с 1 сентября 2013 г.) были установлены ограничения по доле данного высшего учебного заведения в уставном капитале акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. В настоящее время данные ограничения отменены - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит требований к долям учредителей, которые определяются по соглашению сторон.

Этап 5. Регистрация в Федеральной Налоговой службе
Решение о создании хозяйственного общества, а также иные документы, необходимые для создания хозяйственного общества, принимаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и направляются на государственную регистрацию в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения создаваемого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства).

Этап 6. Уведомление Минобрнауки России Уведомление о создании хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должны быть направлены в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственных обществ (ХО) и хозяйственных партнерств (ХП). Организация работы по учету уведомлений возложена на Департамент науки и технологий Минобрнауки России и федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ). Учет уведомлений о создании ХО (ХП) предусматривает обязательную процедуру регистрации на сайте системы «Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы» и внесение сведений о ХО (ХП) в базу данных путем заполнения интерактивной анкеты.

После проверки администратором системы данных о созданном ХО (ХП) соответствующая информация размещается в открытой базе данных на сайте системы, автоматически формируется уведомление, которое необходимо распечатать на бланке организации-учредителя ХО (ХП), подписать у руководителя организации и направить в Минобрнауки России по адресу: ул. Тверская, д. 11, г. Москва, ГСП-3, 125993.

В случае изменения состава данных о внесенном в базу данных ХО (ХП), например, появления сведений о лицензионном договоре, изменении состава учредителей и др., зарегистрированный пользователь системы вносит в интерактивную анкету соответствующие сведения. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2014 № 43 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по учету уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Правительства Российской Федерации установлено, что ведение реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Реестр подписывается Департаментом науки и техники и передается в органы контроля за уплатой страховых взносов (Пенсионный Фонд Российской федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации) в печатном виде и на электроном носителе.

Постановление Правительства РФ от 04.03.2011 N 146 (ред. от 12.12.2013) "О ведении реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями, и порядке его передачи в органы контроля за уплатой страховых взносов». 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 117 «Об утверждении формы реестра учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, созданных бюджетными научными и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными учреждениями».

Этап 7. Заключение лицензионного договора с созданным хозяйственным обществом (партнерством)
Право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества (хозяйственного партнерства) на основании решения учредителей (учредителя) о создании юридического лица непосредственно после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества (хозяйственного партнерства) в единый государственный реестр юридических лиц путем заключения между вузом и хозяйственным обществом (хозяйственным партнерством) лицензионного договора.

Закон N 273-ФЗ не определяет вид лицензионного договора, поэтому согласно ГК РФ лицензия может быть простая (неисключительная) и исключительная.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности – вуз (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне – хозяйственному обществу или хозяйственному партнерству (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК, заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Такой нормативный подход является разумной гарантией сохранения интеллектуальной собственности за ВУЗами.
Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются в соответствии со ст. 1235 – 1237 Гражданского кодекса Российской Федерации (Таблица 1).

рисунок 1012.PNG

Страховые взносы
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Статья 58. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.

«П. 4 для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»

Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 4 Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов (Таблица 2).

Указанные в пункте 4 Закона плательщики страховых взносов применяют указанные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий:
1) осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство;
2) применение упрощенной системы налогообложения.

Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства
Созданное с участием вуза хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) с целью коммерциализации РИД может функционировать как малое и среднее предприятие с учетом соблюдения требований, содержащихся в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения для микропредприятия - 60 млн руб., для малых - 400 млн руб., средних - 1000 млн руб.).

Предприятия, соответствующие установленным в Законе критериям, вправе рассчитывать на участие в государственных программах поддержки малых и средних предприятий, получении льгот, а также специализированных услуг. Так, в Белгородской области действует фонд поддержки малых малого и среднего предпринимательства, в котором более 30 МИП БГТУ им. В.Г. Шухова получили на конкурсной основе, представив соответствующие бизнес-планы, финансовую поддержку в объеме до 0.5 млн рублей на развитие бизнеса.

Возможные шаги по развитию предприятия.
При развитии предприятия следует предусмотреть и необходимость дальнейших научных исследований (совместно с научно-исследовательскими лабораториями, кафедрами, Центрами коллективного пользования университета), и поддержку со стороны институтов государственного развития, частных инвесторов, привлечение маркетологов, патентоведов (Рис. 10-11).
павпвпвпвп.PNG


999.PNG
Государственные институты развития
Российский фонд технологического развития РФТР – ключевой государственный институт по финансированию прикладных научно-технических проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств. Фонд организует научно-техническую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов и экспериментальных разработок, а также финансирует перспективные НИОКР на основе займов.

Инструменты поддержки: целевые льготные займы на выполнение исследований и разработок, оказание консультационных услуг по всему спектру вопросов управления инновациями и развития компании.

Основные условия финансового обеспечения проектов инновационных предприятий, реализуемых при поддержке научных учреждений государственных академий наук: отбор проектов осуществляется по результатам Конкурса. Сумма чистых активов Заявителя должна превышать сумму запрашиваемого займа. В случае, если сумма чистых активов Заявителя недостаточна, он может предложить Фонду предоставление дополнительного обеспечения исполнения обязательств. Размер займа - от 30 до 100 млн. рублей. Срок займа – до 60 месяцев. Погашение осуществляется в течение 37 – 60 месяцев. Заем сопровождается обязательным мониторингом целевого использования полученных средств и контролем хода реализации проекта НИОКР.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) – государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
Программы Фонда:
«УМНИК». В рамках программы Фонд финансирует выполнение проектов, направленных на проведение исследований в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) победителей программы, каждый из которых получает по 400 тыс. руб. на два года (включая отчисления, предусмотренные законодательством РФ). На финансирование программы выделяется 500 млн. руб. в год.
«СТАРТ». Цель Программы – содействие инноваторам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Программа помогает малым инновационным предприятиям, созданным менее двух лет назад, с годовой выручкой до 300 тыс. рублей. Объемы финансирования предприятий-победителей – до 6 млн руб. на 3 года.
«РАЗВИТИЕ» поддерживает малые инновационные предприятия, разрабатывающие новые виды наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности. Конкурсы программы направлены на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, а также на создание новых рабочих мест в высокотехнологическом секторе. Объем финансирования одного проекта по программе «РАЗВИТИЕ» обычно не превышает 15 млн. руб.

ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») – государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, созданный в июне 2006 г. Цель – формирование и развитие в РФ собственной венчурной индустрии.

РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК» - 13 (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции).

Приоритетными направлениями деятельности компании выступают:
• Индустриальные сектора, в которых по тем или иным причинам невелико присутствие частного капитала, но которые важны для сбалансированного инновационного развития страны (биотехнологии и медицина, энергетика и энергоэффективность, интеллектуальные системы и др.);
• Начальные стадии развития технологических компаний (прежде всего – на посевную), где из-за высоких рисков в настоящее время предложение частного капитала и соответствующих инструментов недостаточно;
• Развитие российских венчурных инвесторов;
• Региональное (кластерное) развитие;
• Создание и проведение образовательных программ;
• Продвижение и популяризация инновационной деятельности.

Открытое акционерное общество «РОСНАНО» выступает как соинвестор проектов по созданию новых или расширению существующих предприятий, выпускающих продукцию с применением нанотехнологий. Основная форма инвестирования РОСНАНО — вклад в уставный капитал проектной компании. Условия применения данного финансового инструмента:
• Вклад соинвестора в уставный капитал проектной компании в форме нематериальных активов принимается с дисконтом (от нуля до 100%) к рыночной стоимости нематериальных активов, определенной независимым оценщиком;
• РОСНАНО может финансировать проекты путем приобретения привилегированных акций проектной компании, а также путем предоставления конвертируемых займов;
• Целевой срок участия РОСНАНО в проекте составляет 4 года с даты начала финансирования проекта со стороны РОСНАНО (для медицинских — не более 6 лет).

Дополнительные формы финансирования проектов — займы проектным компаниям и поручительства по обязательствам проектных компаний перед третьими лицами. Данные формы финансирования применяются в исключительных случаях, при этом заём является приоритетной формой финансирования по отношению к поручительству. Не допускается одновременное предоставление займа и поручительства в рамках финансирования одного проекта.

Инновационный центр «Сколково» призван создать устойчивую саморазвивающуюся экосистему высокотехнологических инноваций в России. Участники инновационного центра «Сколково» — это компании, предложившие новые пути решения важнейших научных, социальных и экономических проблем в ключевых сферах — кластерах:
• кластер биомедицинских технологий,
• кластер информационных технологий,
• кластер космических технологий и телекоммуникаций,
• кластер энергоэффективных технологий, • кластер ядерных технологий. Статус участника проекта «Сколково» определен Федеральным законом Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Возможности:
• заниматься исследованиями, разработками и коммерциализацией результатов своей инновационной деятельности;
• пользоваться налоговыми и таможенными льготами (до достижения предельного значения по выручке и прибыли);
• получить доступ к исследовательской инфраструктуре и услугам Фонда по коммерциализации;
• участие в конкурсах на получения гранта;
• участие в регулярных мероприятиях инновационного центра.
В рамках Инновационного Центра «Сколково» совместно с Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology) создан университет «СколТех», который в сентябре 2012г. принял первых студентов.

Управление малыми инновационными предприятиями
Управление малыми инновационными предприятиями можно представить в виде цепочки шагов:
1. Участие представителя ВУЗа в принятии решений на собрании учредителей;
2. Контроль доходов и расходов (отчет ревизионной комиссии);
3. Распределение прибыли;
4. Формирование объединения малых инновационных предприятий, созданных на базе ВУЗа.

Оптимальное управление большим количеством МИПов осуществляется посредством создания Управляющей Компании.

Таким образом, за счет объединения усилий университета и государства инноватор может с максимальной эффективностью осуществить коммерциализацию своей идеи (Рис. 12).
ооооо.PNG



Читайте также:




Возврат к списку