Развитие технологии облачных вычислений в России

11.06.2014
1. Объём рынка облачных услуг

Согласно данным агентства IDC, в 2009 году объем рынка публичных облачных сервисов в России составлял всего $4,8 млн. К концу 2014 года, по прогнозам IDC, рынок «облаков» вырастет более чем в 30 раз – до $162 млн.

Среди облачных сервисов SaaS-услуги пользуются наибольшим спросом у российских пользователей - в 2009 году этот сегмент занимал 94% рынка ($4,5 млн.). К 2014 году объем рынка SaaS-решений, как ожидается, вырастет до $113,4 млн., увеличившись в 25 раз. Оставшаяся доля рынка облачных сервисов будет поделена между двумя сегментами: IaaS, который вырастет до $35,5 млн., и PaaS, который достигнет $12,5 млн.

13 сентября 2011 г. IDC опубликовала данные о рынке облачных услуг в России – Russia Cloud Services Market 2011–2015 Forecast and 2010 Competitive Analysis. В отличие от предыдущего исследования, в котором были приведены только цифры по рынку «публичных облаков», отчет включал также анализ рынка «частных облаков».

Объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) в 2010 году составил $35,08 млн. Объем рынка оказался невелик, но его ожидаемые темпы роста должны существенно превысить аналогичные показатели по всему рынку ИТ-услуг в 2011-2015 годах. По прогнозам IDC, к концу 2015 года объем российского рынка облачных услуг превысит отметку в $1,2 млрд., демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%.

На российском кадровом рынке число вакансий, связанных c cloud computing, в период с 2012 по 2015 год вырастет на 158% до 162,4 тыс. человек. Об этом говорится в совместном исследовании IDC и Microsoft, где даются аналогичные оценки и по другим мировым странам.

В 2010 году объем рынка публичных облачных услуг в России составил 13 млн. долл. (из них проектные услуги − 38%), тогда как объем рынка частных облачных услуг достиг 22,08 млн. долл. (из них проектные услуги − 73%).

Среди продуктов, на базе которых были построены наиболее популярные в России SaaS-решения, отмечены продукты компаний Microsoft, Salesforce.com, Google и Oracle.

Среди дистрибьюторов-провайдеров были упомянуты российские компании CT Consulting, Softline, Мегаплан, Техносерв Консалтинг [1].

Среди наиболее успешных поставщиков IaaS-решений в отчете названы такие компании как Parking.ru, Oversun Scalaxy, IT Grad и Softline.

Список лидирующих поставщиков услуг по предоставлению услуг «частного облака» возглавили HP, IBM, Крок, I-Teco и Астерос.

В ближайшие три года рост российского рынка облачных услуг для малого и среднего бизнеса составит 34%, и к 2015 г. рынок достигнет объема 37,7 млрд. руб. ($1,1 млрд.). Такие данные представила американская ИТ-компания Parallels. По мнению экспертов компании, рост будет происходить как за счет прихода новых игроков, так и за счет расширения уже имеющегося ассортимента облачных услуг действующими участниками рынка.

В 2012 г., по данным Parallels, объем рынка облачных услуг для сегмента малого и среднего бизнеса в России составил 15,6 млрд. руб. ($466 млн.). При этом на долю хостинга инфраструктуры в этом объеме приходится 5,8 млрд. руб. ($174 млн.), на долю услуг web-presence - 3,4 млрд. руб. ($101 млн.), на долю хостинга решений для коммуникаций и совместной работы - 0,6 млрд. руб. ($17 млн.) и на долю бизнес-приложений - оставшиеся 5,8 млрд. руб. ($174 млн.).

По прогнозам Parallels, рынок хостинга инфраструктуры ожидает значительный рост во всех сегментах российских компаний малого и среднего бизнеса. Среднегодовой темп роста этого рынка в период до 2015 г. составит не менее 40%, а к концу этого периода его объем достигнет 15,8 млрд. руб. ($473 млн.).

По мнению компании, облачные бизнес-приложения являются самой перспективной категорией облачных услуг на российском рынке малого и среднего бизнеса, которая по своему объему сопоставима с хостингом инфраструктуры и оценивается на 2012 г. в 5,8 млрд. руб. ($174 млн.).

По расчетам Parallels, к 2015 г. объем рынка бизнес-приложений в сегменте российских компаний малого и среднего бизнеса составит 12,5 млрд. руб. ($377 млн.), демонстрируя годовой темп роста в 29%.

Эксперты отмечают, что на данный момент те или иные категории платных или бесплатных онлайн-приложений используют около 47% российских компаний малого и среднего бизнеса. Самыми популярными из них являются интерактивная совместная работа, обмен файлами и онлайн-бухгалтерия. Однако объем использования бизнес-приложений российскими компаниями малого и среднего бизнеса все же меньше, чем в других, более развитых странах.

В свою очередь международная аналитическая компания Forrester Research прогнозирует, что с 2011 г. по 2020 г. объем мирового рынка облачных вычислений вырастет вшестеро – с $40,7 млрд. до более чем $241 млрд. При этом стоимость «публичного облака», то есть приложений и услуг, доставляемых компаниям и индивидуальным пользователям через Интернет, за тот же период увеличится еще больше – с $25,5 млрд. до $159,3 млрд.

По данным исследования IDC, размер российского рынка публичных и частных облачных операционных услуг вырос в 2011 году на 417,3% до $59,38 млн. Расходы на услуги публичных облаков достигли $27,35 млн., включая $3,1 млн. на услуги, предоставленные в рамках модели «виртуального частного облака».

В 2011 году произошел резкий рост услуг IaaS. Категория IaaS составила наибольшую долю (49,6%) публичных облачных услуг, доля SaaS – 46,8%, PaaS – 3,6%. Впечатляющий рост показал сегмент частного облака. Расходы на данный тип услуг составили $32,03 млн. Более 75% данной суммы пришлось на категорию IaaS.

По прогнозам IDC, рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок ИТ-услуг, и к концу 2016 года объем всего рынка облачных услуг составит более $460 млн., демонстрируя среднегодовой темп роста 50,8%.

Среди продуктов, на базе которых были построены наиболее популярные в России SaaS-решения, были отмечены продукты компаний Microsoft, Salesforce.com, Google. Среди отечественных поставщиков упомянуты компании Мегаплан, КОРУС Консалтинг, Softline, CT Consulting. Среди наиболее успешных поставщиков IaaS в «публичном облаке» названы компании КРОК, Parking.ru, Softline; в частном облаке – HP, Ай-Теко, IBM [1].

По оценкам компании J’son & Partners, рынок IaaS в 2011 году в денежном выражении составил 380 млн. руб., хостинг – 6 млрд. руб., услуги ЦОД – 9,8 млрд. руб. (см. Рисунок 1.1).

1.1.jpg

Рисунок  1.1 – Сравнение объемов рынков IaaS, коммерческих ЦОД и «вторичного хостинга» в России, в 2011 году, млрд. руб.

На Рисунке 1.2 показан прогноз компании J’son & Partners на развитие российского рынка IaaS по выручке, 2010-2016, млрд. руб.

1.2.jpg

Рисунок 1.2 – Прогноз российского рынка IaaS по выручке, 2010-2016, млрд. руб.

 

Услуги IaaS на российском рынке предоставляют 8 крупных игроков: Active, Clodo, Cloud One, КРОК, Parking.ru, Selectel, Ай-Теко и Оверсан. Лидером по выручке является компания КРОК, следом за ней идет компания Ай-Теко. Обе компании работают с крупным бизнесом. Замыкает тройку компания Parking.ru (см. Рисунок 1.3).

1.3.jpg

Рисунок 1.3 – Топ-5 игроков российского рынка IaaS по выручке в 2011 году по данным

J’son & Partners Consulting

 

При сравнении компаний по количеству клиентов ситуация выглядит несколько иначе. Лидером является компания Оверсан, обслуживающая более 9 тыс. клиентов, далее идет проект Clodo, замыкает тройку компания Selectel (см. Рисунок 1.4).

1.4.jpg

Рисунок 1.4 – Топ-5 игроков российского рынка IaaS по количеству клиентов в 2011 году по данным J’son & Partners Consulting

 

На данный момент рынок IaaS не развит в России, большинство компаний пока не готовы переходить на использование облачных сервисов. В течение следующих лет ситуация может измениться: объем рынка IaaS увеличится, сказавшись на уменьшении объема рынка вторичных услуг ЦОД (к примеру, «вторичного хостинга»).

Ассоциация производителей программного обеспечения (BSA) 22 февраля 2012 года объявила о том, что Россия занимает 16 место среди 24 стран в новом рейтинге государственного регулирования, влияющего на рост облачных вычислений (см. Рисунок 1.5).

Россия опередила в рейтинге Индию, известную высоким уровнем инвестиций в ИТ-сектор, а также динамично развивающиеся рынки Китая и Бразилии. По оценкам экспертов исследовательской группы IDC объем российского рынка облачных вычислений будет ежегодно расти и достигнет $1,2 млрд. уже в 2015 году. Стоит отметить, что в пятерку стран с самой развитой политикой в области облачных вычислений вошли Япония, Австралия, Германия, США и Франция. Между развитыми и развивающимися экономиками существует ощутимый разрыв в сфере готовности к переходу к облачным технологиям, говорится в отчете. В Японии, США и Евросоюзе создана фундаментальная правовая база, позволяющая поддерживать рост облачных вычислений, в то время как развивающиеся страны, такие как Китай, Индия и Бразилия, должны провести существенную работу, чтобы интегрироваться в мировой рынок облачных вычислений, считают в BSA.

1.5.1.jpg

1.5.2.jpg

Рисунок 1.5 – Рейтинг государственного регулирования, влияющего на рост облачных вычислений, составленный компанией BSA в 2012 году


Неожиданным открытием в ходе исследования стало то, что некоторые из успешных стран оградили себя законами и правилами, которые противоречат законодательству других государств. Так, например, предлагаемое Евросоюзом законодательство в области защиты данных может подорвать потенциал развития облачных технологий и их влияние на экономику.

В России есть проблемы в обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности в сети Интернет, признают исследователи. Страна пока не является членом соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а российское законодательство в сфере защиты авторских прав в сети Интернет имеет ряд пробелов. Проникновение широкополосного доступа в России остается на низком уровне. В то же время нет подробного плана и финансирования развития национальной инфраструктуры широкополосного доступа.

Обязанность владельцев «облаков» аттестовать их во ФСТЭК и ФСБ останавливает многие компании, которые оперируют персональными данными, от применения «облаков». Распространение облачных сервисов в крупных российских компаниях невелико, так как крупные компании в особенности не любят отдавать предмет своего владения кому-либо вовне.

По данным совместного исследования Market-Visio Consulting и Orange Business Services, более 50% российских компаний сегмента малого и среднего бизнеса увеличат свои расходы на ИТ и телекоммуникационные услуги. Изменение бюджетов во многом связано с ростом внимания компаний сегмента малого и среднего бизнеса к «облачным» сервисам. Так 46% компаний, которые еще не используют «облачные» решения, планируют это сделать в скором будущем. Далее по приоритету следуют унифицированные коммуникации и видеосервисы. При этом почти половина респондентов в настоящее время используют для организации видеоконференций Skype.

На Рисунке 1.6 приведены результаты опроса потенциальных пользователей услуг в России, проведенного по заказу Market-Visio Consulting в 2012 году, какими облачными услугами они собираются воспользоваться в ближайшее время.

1.6.jpg

Рисунок 1.6 – Результаты опроса потенциальных пользователей услуг в России

 

Одним из направлений перераспределения бюджетов – переход компаний на ИТ-аутсорсинг. По результатам опроса, 22,3 % компаний уже сейчас в том или ином объеме отдают ИТ на аутсорсинг, а 25,8% планируют увеличить свои расходы на аутсорсинг в 2012 году. Респонденты называют следующие услуги наиболее значимыми в сфере ИТ-аутсорсинга:

  • развитие бизнес-приложений и интеграция (37,1% респондентов);

  • аутсорсинг ИТ–инфраструктуры (33,3% респондентов);

  • постоянное техническое обслуживание (28,9 % респондентов);

  • хостинг и управление бизнес-приложениями (23,9 % респондентов);

  • аутсорсинг менеджмента ИТ-инфраструктуры (22,0% респондентов).

Главным мотивационным фактором для передачи функций ИТ внешним подрядчикам является недостаток квалифицированного персонала в компаниях. Тем не менее, доля компаний, которые решают ИТ-задачи самостоятельно, больше, чем доля тех, которые переходят на аутсорсинг. Одним из важных демотивационных факторов отмечается неуверенность в безопасности личных данных компании в случае ее передачи вовне.

Наибольший рост бюджетов на ИТ и телекоммуникационные услуги планируется в компаниях Дальнего Востока (в среднем 66% компаний), Сибири и Урала (51%), Москвы (47%) и Поволжья (46%). Компании Южного федерального округа преимущественно сохранят прежний уровень расходов (см. Рисунок 1.7).

1.7.jpg

Рисунок 1.7 – Изменение ИКТ бюджетов предприятий среднего и малого бизнеса в 2012 году

Исследование проводилось в 14 городах России среди 712 компаний среднего и малого бизнеса из таких отраслей, как банковская и финансовая, FMCG и ритейл, логистика и транспорт, энергетика, высокотехнологичные компании. При этом 93.3% компаний, принявших участие в опросе, являются российскими.

На конец 2011 года суммарная полезная площадь российских коммерческих ЦОД составила 60980 кв. м, увеличившись более чем на 60% по сравнению с 37500 кв. м на конец 2010 года. Существенный рост полезной площади дата-центров в 2011 году стал возможен как за счет расширения существующих ЦОД, так и за счет появления на рынке новых игроков.

Самый большой прирост полезной площади показала Москва, но в последние 2 года в площадном выражении доля Московского региона сокращается, что связано, в первую очередь, с активным строительством ЦОД в Санкт-Петербурге и других регионах.

Таблица 1.1 –  Полезная площадь российских коммерческих ЦОД, кв. м.

табл 1.1.jpg

Около 51% полезной площади российских ЦОД приходится на Москву и МО, около 25% - на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, около 24% - на остальные регионы России (см. Рисунок 1.8).

 1.8.jpg

Рисунок 1.8 – Географическое распределение коммерческих ЦОД в России, 2011 год по данным J'son & Partners Consulting

Наибольшие доходы от продажи услуг получают дата-центры Москвы и МО, их доля в общих доходах российских дата-центров составляет 60,5%, доходы дата-центров Санкт-Петербурга и Ленинградской области и региональных дата-центров составляют 29,7% и 9,8% от общих доходов российских дата-центров, соответственно.

На Рисунке 1.9 показан прогнозируемый рост российский рынок «вторичного хостинга» в 2010-2016, млрд. руб., согласно исследованиям J'son & Partners Consulting.

 1.9.jpg

Рисунок 1.9 – Российский рынок «вторичного хостинга», 2010-2016, млрд. руб. по данным J'son & Partners Consulting

 

По оценкам J’son & Partners Consulting, российский рынок хостинга в перспективе до 2016 года будет расти в среднем на 20-30% в год.

Другое известное аналитическое агентство Forrester Research также прогнозирует значительный рост рынка облачных услуг в России (см. Рисунок 1.10).

                                                        2.1.jpg

Рисунок 1.10 – Объем рынка облачных услуг в России, в $ млн. по данным Forrester Research

 

            По данным аналитического агентства Forrester Research, в 2011 году объем мирового рынка облачных технологий составил 42 млрд. долларов, а к 2020 году он вырастет до 241 млрд. долларов. Объем российского рынка пока невелик, в 2011 году он составил около 0,25 млрд. долларов.

По наблюдениям экспертов, медленное развитие «облаков» на начальном этапе предопределило слабое развитие рынка IT-аутсорсинга. В России он значительно меньше, чем в странах с похожей экономической моделью. Помимо этого, российские сервис-провайдеры поздно выходят на рынок: проходят годы с момента появления идеи до построения модели и стратегии компании.

Еще одна проблема – слабое участие государства в регулировании и стимулировании рынка облачных услуг.

Эксперты Forrester Research отмечают, что без прозрачного законодательства в сфере регулирования развитие этого рынка будет сильно затруднено. В странах, где государство активно стимулирует развитие «облаков», компании получают огромную прибыль от внедрения новых технологий. Это происходит в США, Австралии, Японии, Индии, Китае.

Продвижению «облаков» на российском рынке мешает также дефицит кадров. Чтобы адаптировать технологию, необходимы специалисты с широким кругозором, которые могли бы из всех вариантов сервисов выбрать именно тот, который подходит конкретной компании. Роль такого IT-специалиста в компании изменится, он уже будет не только обслуживать бизнес, но сможет трансформировать его и сделать эффективнее.

Основными потенциальными потребителями облачных сервисов во всем мире эксперты считают компании сегмента малого и среднего бизнеса. В США и Европе быстрее всего адаптировали облачные сервисы к работе небольших компаний. В России прослойка сегмента малого и среднего бизнеса небольшая и культура использования IT-услуг отличается от западной. Основной сегмент потребителей «облаков» - это крупные предприятия, они составляют до 80%. Кроме того, с большим нежеланием IT-департаменты малых и средних компаний отказываются от капитальных затрат. Однако каждая новая волна кризиса приводит к резкому сокращению капитальных затрат, что подталкивает компании к переходу на облачные технологии.

По прогнозам компании Cisco, в ближайшие годы на рынке облачных технологий России развернется борьба между локальными игроками - традиционными операторами и альтернативными. Крупные западные игроки пока не заинтересованы выходить на российский рынок из-за большой стоимости локализации. Роль крупных российских сервис-провайдеров будет заключаться в том, что они станут площадками для разработки облачных приложений. Компании, которые смогут это сделать, обеспечат себе устойчивые позиции на рынке телекоммуникационных услуг. Облачные вычисления будут востребованы в компаниях госсектора, сфере образования и здравоохранения. Появятся локальные игроки, которые будут разрабатывать услуги под эти сферы. Среди сервисов будут наиболее востребованы приложения, связанные с повышением продуктивности работы персонала, системы управления продажами и проектами.

Следует учитывать также специфику российского бизнеса, которая такова, что стороннему провайдеру крупный бизнес не слишком доверяет. Принимая решение в пользу «облаков», крупные компании предпочитают строительство собственных сервисов. Для предприятий малого и среднего бизнеса вариант «публичного облака» больше подходит, но здесь встает вопрос управления доступом, то есть опять же - вопрос безопасности. Всех беспокоит, насколько данные той или иной компании будут прозрачны для других участников «облака». Однако эти вопросы уже довольно успешно решаются. Поэтому, скорее всего, развитие облачных технологий для компаний малого и среднего бизнеса вполне перспективно. Такие сервисы позволят сэкономить на установке собственного ПО и сделают бизнес более эффективным [2].

Правительство также принимает участие в развитии облачных технологий в стране.

Так для иннограда в подмосковном Сколкове, который планирует построить правительство России, в 2010 году был одобрен первый проект, - это предложенный фондом Almaz Capital Partners проект по созданию бизнес-инкубаторов в сфере облачных вычислений. Стоимость проекта должна была составить 30 миллионов долларов. Половину этой суммы, как ожидали разработчики, вложит государство, а половину — фонд Almaz Seed, который создадут Almaz Capital и частные инвесторы. Всего, согласно проекту, в течение 7-9 лет будут созданы 6-7 компаний, общая капитализация которых достигнет 0,5-1 млрд. долларов. Согласно проекту, в течение 7-9 лет будут созданы 6-7 компаний, общая капитализация которых достигнет 0,5-1 млрд. долларов [3].

В госсекторе уже начался переход на облачные вычисления, в частности заработал портал госуслуг, введена в опытную эксплуатацию национальная облачная платформа.

2. Национальная облачная платформа

Национальная облачная платформа (НОП) — это комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по модели облачных вычислений [4].

Создание НОП является приоритетным направлением подпрограммы «Информационное государство» Государственной программы РФ «Информационное общество на 2011-2020 годы».

В Государственной программе определен целый комплекс проблем, связанных с информатизацией органов исполнительной власти, которые являются препятствием для эффективной реализации ими своих функций, или показывают, что бюджетные средства, в общей картине, расходуются не самым оптимальным образом:

  • значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности;
  • необходимость обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе;
  • излишние расходы на поддержку инфраструктуры, поскольку каждая организация владеет собственной выделенной инфраструктурой и вынуждена самостоятельно обеспечивать ее поддержку;
  • низкий уровень утилизации мощностей серверов, так как выделенные серверы приобретаются в расчете на пиковые нагрузки каждого ведомства и, соответственно, их мощности большую часть времени остаются не задействованными;
  • повышенные расходы на разработку программного обеспечения, так как каждая организация финансирует разработку приложений для собственных нужд и с учетом собственных требований, не имея при этом информации о существовании аналогичных разработок в интересах других организаций;
  • несовместимости программно-технических решений, невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами;
  • отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти;

Цели создания НОП:

  • сокращение бюджетных расходов на оптимизацию деятельности органов исполнительной власти и подведомственных учреждений;
  • повышение уровня информатизации органов местного самоуправления;
  • существенное снижение начальных вложений и обеспечение свободного доступа к стандартизованным сервисам и программным приложениям индивидуальным предпринимателям, компаниям малого и среднего бизнеса;
  • повышение доли отечественных разработок в составе оказываемых по модели облачных вычислений услуг на территории РФ.

Работа по созданию Национальной облачной платформы O7 началась в марте 2011 года, и уже через год она была запущена в опытную эксплуатацию.

Для продвижения национальной облачной платформы с использованием облачных технологий в модели SaaS ОАО «Ростелеком» создало портал O7.com, через который можно связаться с менеджерами Инновационного центра. Пользователи могут получить через портал оперативную информацию о продуктах, предлагаемых компанией Ростелеком и её партнерами, а разработчики — пройти экспертизу своих решений или предложить разработку. Видя гигантский экспортный потенциал в тех сервисах, которые Ростелеком может предложить уже сегодня, компания сразу выбрала для платформы доменное имя в международной зоне «com».

В настоящее время работают в тестовом режиме онлайн-сервисы: «O7.Медицина», «O7.Образование», «O7.ЖКХ», «O7.Сити», «О7.112», а также сервисы для малого и среднего бизнеса: «O7.ДОК» и «O7.Бизнес» [4].

«O7.Медицина»

Сервис «O7.Медицина» предназначен для сотрудников лечебно-профилактических учреждений, пациентов, работников министерств и ведомств, отвечающих за здоровье граждан. Цель создания сервиса — автоматизация взаимодействия всех участников процесса.

Подключившись к сервису «O7.Медицина», любое лечебно-профилактическое учреждение на территории РФ получает доступ к системе электронной регистратуры, к единым электронным медкартам пациентов, к системе электронного документооборота. Для населения услуги «O7.Медицины» бесплатны.

Электронная регистратура позволяет пациентам ознакомиться с расписанием врачей и записаться на приём к специалисту через Интернет. С помощью этой услуги клиники могут формировать график предоставления медицинских услуг.

Единая электронная медицинская карта содержит полную историю болезни пациента. В системе доступны функции автоматического поиска истории болезни по реквизитам пациента, а также проведения мониторинга всех просмотров электронных медицинских карт. Вся персональная информация предоставляется медучреждению только при наличии согласия пациента.

Система электронного документооборота помогает значительно сэкономить время, затрачиваемое лечащими врачами на обмен информацией с учреждениями. Система также обеспечивает поддержку юридически значимого электронного документооборота между медицинскими учреждениями и другими организациями, участвующими в предоставлении медицинских услуг (ФОМС, страховые организации, и т. д.). В системе предусмотрено создание отчётной и аналитической информации о предоставляемых и фактически оказанных услугах.

Сервис предназначен для учителей, учеников, родителей, сотрудников районных и региональных ведомств и сотрудников администрации образовательных учреждений.

Цель создания сервиса – автоматизация взаимодействия всех участников образовательного процесса, формирование региональных информационных ресурсов в сфере образования  и оказание государственных и муниципальных услуг.

«O7.Образование»

Подключившись к сервису «O7.Образование», любое дошкольное или школьное образовательное учреждение на территории РФ сможет получать доступ к программам «Электронная школа», «Электронный детский сад», «Мониторинг образования», к системе централизованного предоставления учебного контента. В рамках сервиса будут созданы социальная сеть для преподавателей и общероссийское образовательное цифровое телевидение. Для населения услуги «O7.Образование» бесплатны.

«O7.Образование» состоит из трёх основных модулей:

  • Сервис информатизации дошкольного образования (ДОУ). С помощью сервиса родители могут записываться в электронную очередь в дошкольное образовательное учреждение и выбирать оптимальный детский сад для ребёнка в каталогах ДОУ. Детским садам и воспитателям сервис позволяет формировать очередность в ДОУ, комплектовать группы и вести реестры групп, сотрудников и воспитанников.
  • Сервис информатизации школьного образования. Сервис обеспечивает ученикам и родителям доступ к электронному дневнику и расписанию уроков, к результатам тестов и экзаменов, информации о родительских собраниях и других школьных мероприятиях. Для учителей и школ разработаны следующие услуги: ведение электронного классного журнала и поурочного планирования, формирование реестров классов, сотрудников и учеников, создание базы ЕГЭ и ГИА и выгрузка результатов экзаменов на Единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru), приём заявлений и зачисление в учебное заведение.
  • Сервис формирования отчётности. Сервис предназначен для управлений образования и других отраслевых ведомств и позволяет собирать статистические показатели по школам, создавать аналитические отчёты и планировать развитие сети образовательных учреждений.

«О7.ЖКХ»

Сервисы предназначены для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, а также для частных лиц.

Цель создания сервисов — автоматизация работы всех служб ЖКХ, усиление государственного контроля над тарифной политикой, расходованием бюджетных средств и эффективностью их использования, а также прозрачность расчётов между поставщиками коммунальных услуг и потребителями. Сервисы интегрируются с государственными информационными системами в сфере ЖКХ. Различаются следующие сервисы:

  • Сервисы для органов государственной власти. Сервисы позволяют обеспечить оперативный мониторинг исполнения производственных и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, прогнозирование, расчёт и целевое использование бюджетных средств на предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий по оплате ЖКУ, позволяют принимать оперативные решения по регулированию тарифов.
  • Сервисы для органов местного самоуправления. Сервисы предназначены для информирования граждан о деятельности организаций ЖКХ, ведения учёта электронных паспортов всех объектов жилого фонда, оперативной координации деятельности всех управляющих организаций. Сервисы также обеспечивают верификацию данных по расчётам между управляющими и ресурсоснабжающими организациями.
  • Сервисы для управляющих, ресурсоснабжающих организаций и РКЦ. Современные биллинговые и платёжные сервисы позволяют проводить расчёты по многоставочным тарифам с возможностью автоматизированного сбора показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учёта, оптимизируя затраты на выставление счетов и сбор показаний.
  • Сервисы для населения. Сервис «Личный кабинет для населения» позволяет удалённо, в любое время получить актуальные сведения о состоянии лицевого счёта, заказать необходимые справки, ввести показания индивидуальных приборов учёта, оплатить счета и заказать дополнительные услуги. Кроме того, с помощью сервиса можно проверить отчёт управляющей организации о выполненных работах и проголосовать по вопросам управления общим имуществом многоквартирного дома.

«О7.112»

Сервис предназначен для оптимизации работы экстренных оперативных служб и позволяет автоматизировать процесс обработки экстренных вызовов, сократить время реагирования на них и разгрузить ведомственные службы от ложных и справочных вызовов.

Основной функционал сервиса:

  • Организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна» с использованием единого номера 112 для всех экстренных служб. Это позволяет гражданам, при возникновении происшествия, не задумываться о том, в какую именно службу звонить и по какому номеру. Операторы службы 112 обеспечат психологическую поддержку позвонившему, а в случае внезапного прерывания соединения система произведёт автоматический дозвон. Такая организация соответствует не только правовым актам РФ, но и правилам Европейского Союза.

Основной функционал сервисов:

  • Все входящие и исходящие звонки документируются (запись, архивирование, поиск, передача), позволяя проводить мониторинг событий и действий операторов. Вызовы могут приниматься не только на русском, но и на английском языке.
  • Экстренные службы различных ведомств работают в едином информационном пространстве, благодаря чему значительно ускоряется реагирование на происшествия и улучшается взаимодействие экстренных оперативных служб при вызовах. Уменьшается среднее время реагирования специальных служб при происшествиях.
  • Создание единой системы сбора данных со всех критически важных объектов, накопление и анализ статистики по всем экстренным ситуациям. Организация комплекса мер по предотвращению чрезвычайных происшествий и по снижению социально-экономического ущерба от них.

Результаты внедрения «O7.112»:

  • снижение потери населения до 15%;
  • снижение времени комплексного реагирования в 2 раза;
  • снижение экономического ущерба – до 5%;
  • разгрузка операторов межведомственных служб за счёт «перехвата» ложных и справочных вызовов оператором 112 – на 70%.

 «O7.Сити»

Сервис «O7.Сити» предназначен для обеспечения безопасности людей и инфраструктуры города.

Цель создания сервиса – построение единого комплекса технологических решений, предназначенного для эффективного и безопасного функционирования городских служб и создания комфортных условий проживания в городе (регионе).

В современной концепции обеспечения безопасности города, главным является не столько реагирование на свершившееся происшествие, сколько прогнозирование и предупреждение опасных ситуаций. Именно поэтому значительное внимание в системе уделено инструментам предотвращения чрезвычайных происшествий.

Решение состоит из следующих подсистем:

  • Подсистема мониторинга городской инфраструктуры. Обеспечит единый подход к мониторингу состояния инфраструктуры ЖКХ, дорог и других городских объектов. В подсистеме предусмотрен автоматический мониторинг показаний приборов критических объектов городской инфраструктуры.
  • Подсистема мониторинга природных объектов. Позволит собирать данные о чрезвычайных происшествиях природного характера (пожары, наводнения) и о метеорологической обстановке. Аналитические компоненты подсистемы предназначены для выявления информации об угрозах резких изменений, например, температуры или силы ветра.
  • Видеонаблюдение и видеоаналитика. Подсистема предполагает установку промышленных камер наблюдения в городе, а также обеспечение открытых интерфейсов, с помощью которых граждане смогут направлять для обработки информацию о происшествиях, собираемую бытовыми видеоустройствами. В подсистеме предусмотрены средства записи, поиска и распознавания видеоданных.
  • Подсистема мониторинга и управления транспортом. Подсистема предназначена для оптимизации работы общественного транспорта и управления парковками. В подсистеме предусмотрены функции мониторинга транспорта отдельных юридических лиц, определения координат подвижных объектов, видеоконтроль соблюдения ПДД.
  • Подсистема информирования населения (ОКСИОН). Подсистема предназначена для информирования населения об угрозах и чрезвычайных ситуациях в городе. Решение «O7.Сити» интегрировано с основными подсистемами информирования, функционирующими на территории РФ.
  • Служба O7.112. С помощью службы будет реализовываться выделение сил и средств реагирования по данным, собираемым в остальных подсистемах решения.
  • Система поддержки принятия решений и прогнозирования. Реализация алгоритмов прогнозирования на основе данных, предоставляемых остальными подсистемами решения.
  • Информационные подсистемы общего назначения. Комплекс подсистем «O7.Сити» предполагает использование единой геоинформационной подсистемы для обеспечения визуализации всей собранной информации в привязке к карте местности, подсистемы работы с обращениями граждан и подсистемы оперативного информирования всех заинтересованных лиц о ситуации в городе.

«O7.Бизнес»

Сервис предназначен для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений, а также органов государственной власти и местного самоуправления. «O7.Бизнес» позволяет предприятиям и организациям значительно экономить на содержании собственной инфраструктуры.

Пользователь сервиса получает возможность автоматизировать сразу несколько важнейших бизнес-процессов: бухгалтерский учёт, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистика и телекоммуникации. Более того, сервис «O7.Бизнес» обеспечивает компании доступ к web-версиям приложений MS Office и 1С, что особенно удобно для стартапов, которые не могут сразу вложить средства в покупку большого количества лицензионных программ, а также для компаний с разветвленной сетью филиалов или организаций, чьи сотрудники работают удалённо.

Сервис включает в себя следующие компоненты:

  • Бухгалтерия. Модуль позволяет автоматизировать управленческий, бухгалтерский и складской учёт в организации, расчёт заработной платы сотрудников и учёт персонала в соответствии с законодательством РФ. С помощью модуля можно вести бухучёт как в частных, так и в государственных (муниципальных) учреждениях, формировать счета-фактуры и налоговые декларации. Конфигурация модуля для частных предпринимателей содержит функцию автоматической сдачи электронной отчётности, интегрированную с операторами электронной отчётности. Использование модуля возможно в различных конфигурациях.
  • Управление взаимоотношениями с клиентами. С помощью модуля можно систематизировать контакты и хранить информацию о процессах взаимодействия с контрагентами, автоматически выстраивать бизнес-процессы и контролировать их на каждой стадии выполнения. Модуль оснащён функциями планирования рабочего дня, хранения и пересылки различных документов, ведения базы продуктов и услуг и их продаж, отслеживания спроса на поставляемые продукты.
  • Документооборот «O7.ДОК». Модуль позволяет автоматизировать документооборот в организации, обеспечивать прозрачность принятия управленческих решений, выстраивать системы межведомственного электронного документооборота для взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан.
  • Управление складом.  С помощью модуля можно вести складской учёт и обрабатывать заказы клиентов, контролировать взаиморасчёты, управлять сетью подразделений или дистрибьюторов, печатать необходимые документы и отчёты. Модуль можно настроить под нужды заказчиков, распределив права доступа и роли пользователей.
  • Виртуальный офис. Модуль позволяет создавать и редактировать документы с использованием web-версий программ Microsoft Office, организовать коллективную работу сотрудников компании, централизованно хранить документы.
  • Объединённые коммуникации. Данный компонент в свою очередь разделяется на:

1.      Виртуальная IP АТС с простым и удобным интерфейсом на русском и английском языках, распределением вызовов, голосовой почтой, интегрированной с электронной, возможностями записи разговоров и проведения селекторных совещаний.

2.      Система обмена мгновенными сообщениями с возможностью хранения истории на сервере и доступом к ней из почтового сервиса.

3.      Электронная почта с мультиязычным WEB-интерфейсом, средствами групповой работы (календари, задачи, делегирование), защитой от вирусов и спама.

«O7.ДОК»

Сервис «O7.ДОК» предназначен для использования в организациях различной формы собственности, органах государственной власти и местного самоуправления, а также в бюджетных учреждениях. Сервис позволяет автоматизировать процессы делопроизводства и межведомственного электронного документооборота, в том числе для оказания государственных услуг.

Подключившись к сервису «O7.ДОК», любая организация сможет получать доступ к услугам: делопроизводство, администрирование и хранение документов, генерация отчётов, интеграция с инфраструктурой Электронного правительства.

Функции сервиса:

  • Регистрация документов. Сервис позволяет регистрировать всю входящую и исходящую, письменную и электронную корреспонденцию; помогает контролировать прохождение и исполнение документов и проектов документов внутри организации.
  • Работа с документами. Сервис позволяет проводить организацию, систематизацию и категоризацию всех документов компании. В системе доступны функции полнотекстового, атрибутивного и смешанного поиска документов по любой комбинации текстов и атрибутов.
  • Хранение документов. С помощью сервиса возможна организация подписки пользователей на требуемый документальный контент, управление версиями документов и версиями метаданных документов, использование электронной цифровой подписи для организации юридически значимого документооборота.

«O7.Box»

Развитие инновационных облачных сервисов требует новых инструментов для работы с ними. В компании Ростелеком была разработана уникальная, не имеющая аналогов в мире, all-in-one приставка «O7.Box».

 Установив такую приставку дома, человек может (конечно, если захочет) не вставать с дивана неделями. С помощью «O7.Box» вы можете подавать документы на получение загранпаспорта и других госуслуг, контролировать энергопотребление в вашем доме, общаться в соцсетях прямо с телевизора, смотреть цифровые каналы и HD-видео и даже оплачивать счета. К приставке можно подключать клавиатуру, мышь и коммуникатор.

Функционал «O7.Box»:

  • Телевидение. Трансляция цифрового телевидения по технологиям IPTV, OTT и DVB2 и запись понравившихся передач. Просмотр HD-видео.
  • Интернет. Доступ к сервису электронной почты (O7.Бизнес) с аутентификацией с помощью электронной подписи. Доступ в социальные сети.
  • Госуслуги. Доступ к Порталу государственных услуг с поддержкой Электронной цифровой подписи (карта Электронного правительства).
  • ЖКХ. Приставка интегрируется со счётчиками ресурсов, позволяя вести учёт расходования воды и электроэнергии.
  • Умный дом. Приставка интегрируется с системой «Умный дом», позволяя контролировать и регулировать работу всех систем дома через телевизор. С помощью приставки можно выводить на телевизор изображение с камер видеонаблюдения, установленных в доме и на придомовой территории.
  • Платёжный терминал. Позволяет оплатить получение государственных и муниципальных услуг, услуг ЖКХ и других сервисов с помощью электронной карты.
  • Развлечения. С помощью приставки можно получить доступ к различным развлекательным и полезным сервисам, среди которых: гороскоп, погода, игры и многие другие.

  1. Материалы с сайта www.tadviser.ru

  2. Юлия Воронина. До неба еще расти и расти. Российская Бизнес-газета №876 (47)

  3. Анатолий Харламов. Облачные вычисления для государственного и муниципального управления: решения от корпорации NEC

  4. Национальная облачная платформа o7.com. Материалы ОАО «Ростелеком»

 



Читайте также:




Возврат к списку