Вызов отечественному производителю и разработчику

20.11.2014

П.Е. Литягин

Директор департамента систем мониторинга и статистики телекоммуникационной группы INTELCOM-CONNECT



Большую роль в создании инновационной экономики играют инфокоммуникационные технологии. Бурное развитие социальных сетей, позволяющих общаться, делиться информацией и высказывать своё собственное мнение, он-лайн библиотек, представляющих собой кладезь информации со всего мира, Интернет-порталов для предоставления услуг, в том числе государственных, краудсорсинговых проектов, учитывающих общественное мнение через обратную связь с органами власти для принятия управленческих решений, - всё это накладывает свой отпечаток на формирование современного информационного общества XXI века.

Целенаправленное движение по объединению усилий научно-исследовательских учреждений, IT-компаний, образовательных организаций, технологических центров компетенции в инфокоммуникационной отрасли вкупе с государственной поддержкой и правовым регулированием должны обеспечить качественный рывок в развитии информационных технологий в России, поддержку экономических и социальных изменений в стране.

 С момента распада СССР и образования Российской Федерации отрасль связи стала одной из самой быстроразвивающейся и успешной. Россия входит в двадцатку стран с наиболее крупными национальными сетями связи и числом абонентов, как фиксированных, так и подвижных. По разным оценкам, ежегодные инвестиции в развитие отечественных телекоммуникаций в последние годы составляют более 300 млрд. рублей. Но приходится осознать тот факт, что на сегодняшний момент доля отечественных производителей телекоммуникационного оборудования и разработчиков программного обеспечения очень мала.

Экономические и политические аспекты в 2014 году диктуют необходимость развития собственного производства элементной базы, средств связи и ПО. Санкции США, ЕС и других подведомственным США марионеточных государств наложили запрет на поставку зарубежными партнёрами высокотехнологичного оборудования для создания в России производства элементной базы, без которой не обойтись при разработке отечественных средств связи. С другой стороны, у России появилась возможность сократить отставание в области разработки программных продуктов и избавиться от технологической зависимости в этой области. Тем более, открыты широкие возможности по использованию свободного программного обеспечения. Для решения этих и других задач необходимо объединение усилий отечественных разработчиков и российских производителей программных продуктов на базе единой технологической инфраструктуры и единого набора профилей стандартов.

Проблемы отечественного производителя

Защищенная надежная инфраструктура связи является одним из признаков суверенного государства. По мнению многочисленных экспертов, российская телекоммуникационная сеть связи отвечает требованиям по защищенности и безопасности не в полной мере.

Несмотря на общепринятое мнение, что отечественный продукт неконкурентоспособен, российские компании успешно поставляют высокотехнологические решения на зарубежные рынки. Однако на собственных сетях связи применяются решения, далеко не полностью соответствующие перечню стандартов и не прошедшие необходимые испытания. При строительства сетевой инфраструктуры для государственных нужд используется чуть более 50% российских технологий, а в частном секторе – менее 10% российских разработок, в корпоративных же сетях связи отечественные решения практически не применяются. 

Развитие радиоэлектронной промышленности государства включает в себя несколько важных направлений, в том числе разработка современной микроэлементной базы,  коммутационного оборудования и оптических систем передачи. Высокий уровень развития технологии подразумевает использование в средствах связи программируемых микросхем, выпуск которых в России пока слабо налажен. Кроме аппаратной части, это оборудование нуждается в уникальном программном обеспечении – прошивке, с помощью которого реализуется требуемый функционал и логика работы устройства. Это отставание обусловлено, в частности, недостаточно развитой в государстве современной базы для разработки и производства электронных чипов.

12.jpg



Генеральный директор компании «НТЦ ВСП Супертел ДАЛС» И. Лукин считает, что зарубежным производителям оказывается в России излишняя поддержка. В качестве примера он приводит факт того, что в госкорпорации «Российские технологии», куда входит «НТЦ ВСП Супертел ДАЛС», другая компания ЗАО «Российская корпорация средств связи» (РКСС) создала с Alcatel-Lucent совместное производство оборудования, аналогичного выпускаемого компанией «НТЦ ВСП Супертел ДАЛС». Таким образом, в рамках одной госкорпорации создан конкурент отечественному разработчику. В разделе 7 Государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)» декларируется создание отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе: 

• опытной зоны сети передачи данных с использованием оборудования плотного волнового мультиплексирования;

• централизованных сервисных платформ с использованием гибкого программного коммутатора;

• устройств в области сетевых технологий, в том числе для реализации сервисов «последней мили». 


Тем не менее, считает И. Лукин, в этой программе отсутствует финансирование инновационного телекоммуникационного оборудования. Но, несмотря на трудности, сформировалась группа предприятий, которая при поддержке со стороны государства может участвовать в возрождении отрасли связи и готова предоставить операторам законченные отечественные решения с высокими техническими параметрами и, что более важно, обеспечивающие требуемую информационную безопасность.

17 августа 2011 года вышел в свет совместный приказ Минпромторга РФ и Минэкономразвития РФ № 1032/397, который утверждает параметры, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, методики определения значений параметров, порядка присвоения этого статуса и ежегодного его подтверждения. Однако, несмотря на появление этого приказа, в котором регламентируется порядок присвоения статуса телекоммуникационного оборудования отечественного происхождения, правоприменительная практика до сих пор не сформирована.


В 2013 году в приказ №1032/397 были внесены изменения. Это касается расширения перечня оборудования, которому может быть присвоен статус отечественного, и программного обеспечения. Теперь разработчики должны предоставлять исходные коды для доказательства наличия прав на ПО. Права на конструкторскую документацию должны подтверждаться предоставлением спецификаций с литерой «О1». Кроме того, изменена формула расчета уровня локализации, что упростило достижение требуемого уровня локализации в случае использования зарубежной электронной базы, однако основные технологические операции должны производиться на территории России. По этим критериям весной 2014 года статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения был присвоен 66 видам оборудования.


По мнению Сергея Мишенкова, советника министра связи и массовых коммуникаций, существуют официальные критерии, согласно которым компания может считаться отечественным производителем. Критериев всего два: не менее 50% акций компании должно находиться в собственности российских владельцев и права на всю техническую документацию должны принадлежать компании. Таким образом, оборудование должно производиться российской компанией на территории страны с использование отечественных разработок. Он упомянул, что страны, вступающие в ВТО, оговаривают преференции, которые будут предоставлять местным компаниям. При вступлении России в эту торговую организацию подобного заявления сделано не было. Мишенков отметил, что, к примеру, в Китае государство создаёт благоприятные условия для развития собственного производства. Их компании предоставляют заказчику оборудование с рассрочкой на несколько лет, кредитуясь у местных банков под минимальные проценты. Российские же банки, как известно, предлагают заём под огромные проценты, не оставляя таким образом выбора производителю, которому приходиться требовать оплату с заказчика в полном объёме. Это не позволяет создать благоприятную конкурентную среду в принципе, в условиях отсутствия соответствующей политики со стороны органов государственной власти.


Леонид Брусиловский, председатель совета Ассоциации отечественных производителей и потребителей радиорелейных систем связи, полагает, что проблема заключается не в самом приказе, а в правоприменительной практике. Он отметил, что инициативные ассоциации более года не позволяли принять этот приказ в первоначальном виде. Предлагаемые формулировки позволили бы оборудование «отверточной сборки» признать как российское телекоммуникационное оборудование. Кроме того, Брусиловский выступает с предложением, чтобы дать производителям телекоммуникационного оборудования со статусом «Сделано в России», иметь дополнительные преференции, заключающиеся в том, что если есть отечественный продукт с аналогичными техническими характеристиками, то при закупке оборудования для нужд страны отечественный производитель должен пользоваться безусловным преимуществом.


В случае проведения тендеров по закупке оборудования госкомпаниями необходимо, чтобы  технические требования к оборудованию были известны заблаговременно, чтобы поставщики успели подготовить свои предложения. В настоящий момент времени после объявления тендера у поставщиков в запасе лишь несколько дней для того, чтобы предложить своё решение. Необходимо отменить практику внесения в документацию уникальных требований, заранее однозначно определяющих поставщика оборудования. 


Вместе с тем, наличие статуса российского производителя вовсе не дает шанс отечественным производителям возможность поставлять оборудование даже государственным телекоммуникационным компаниям. В доказательство этого можно привести следующий пример. Владимир Фрейнкман, директор по маркетингу и системным исследованиям ООО «НТЦ Протей», приводит случай со строительством инфраструктуры проекта «Эра-Глонасс», показывающий необходимость правоприменения закона о статусе отечественного оборудования. Несмотря на выигранный тендер, в приказ были внесены изменения, позволяющие использовать оборудование иностранного производства. Таким образом, в сети «Эра-Глонасс» лишь небольшая часть узлов была построена на отечественном оборудовании. Фрейнкман также ссылается на опыт КНР по предоставлению льгот местным производителям и операторам. Кроме того, китайские банки предоставляют льготные кредиты заказчикам в любой стране мира, таким образом, грамотная политика поддержки собственных предприятий позволяет получить преимущества в развитии своего рынка. В своё время и цифровизация российских сетей произошла подобным образом, когда немецкие банки выдавали льготные кредиты российским заказчикам для покупки  телекоммуникационного оборудования производства Siemens. 

1.jpg

В условиях принятия всё новых пакетов санкций со стороны США и Европы беспокоит тот факт, что российские телекоммуникационные сети построены на оборудовании, которое доверенным признать нельзя. Незадекларированные заложенные возможности в этом оборудовании представляют особую опасность. Выход из этой ситуации один – стимулировать повышение уровня безопасности телекоммуникационного оборудования.


Вместе с тем стоит отметить, что административный способ регулирования рынка малоэффективен, так как запреты порождают отсутствие конкуренции, завышение цен и снижение качества продукции. Кроме того, может случиться так, что производители получат преференции, а операторы связи – обременение, связанное с исполнением требований по использованию отечественного оборудования. Гораздо эффективнее ввести параметры безопасности, например, критерии доверенных систем. В соответствии с ними, операторы должны будут строить сети связи, отвечающие этим требованиям, что повлечёт за собой спрос на отечественные разработки без присвоения какого-либо статуса. Критерии доверенных систем могут включать в себя требования к процессам разработки и производства оборудования, поддающимся контролю.


Ситуация у российских разработчиков программного обеспечения аналогичная.


В Российской Федерации введены льготы для разработчиков ПО в виде снижения единого социального налога (ЕСН). Однако, компании, специализирующиеся как на программном обеспечении, так и аппаратной части, – а таковых большинство, учитывая специфику современного телекоммуникационного оборудования, – не имеют право получить эти преференции. Таким образом, получается парадоксальная ситуация, вынуждающая компанию разделиться на две части, чтобы одна из них, отвечающая за ПО, получала положенные льготы.


С определением же критериев для программного обеспечения отечественного производства дела обстоят ещё хуже, чем с определением критериев для телекоммуникационного оборудования. Профильные ведомства отклоняют разные предложения по определению этих критериев, таким образом, затормаживая рынок отечественного ПО.

В России существует Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», объединяющая российских разработчиков ПО. Важнейшая задача этого объединения заключается в поддержке отечественного производителя ПО и замещении зарубежного софта. Анализируя опыт государственных закупок в иностранных государствах можно прийти к выводу, что, кроме России, в мире нигде не существует одинаковых условий для национальных и зарубежных производителей ПО. В нашей же стране проводятся тендеры, в документации которых часто указаны названия программных продуктов импортных разработок. Чтобы государственный бюджет использовался для развития отечественной ИТ-индустрии, необходимо установить приоритет отечественного ПО при госзакупках. Это придаст импульс для развития имеющихся продуктов и для разработки инновационных решений.


Представители российских производителей телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения имеют общий взгляд на то, что рынок, конечно, саморегулируем, но государственная поддержка, по аналогии с другими странами, действительно необходима.

Существует три механизма государственной поддержки отечественных производителей: через налоговые преференции при покупке отечественных платформ, упрощение и стимулирование экспорта отечественной высокотехнологичной продукции и введение требований к безопасности оборудования. Эти механизмы позволят России выйти на среднемировой уровень поддержки отечественных производителей, что приведёт к развитию отечественных поставщиков телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.


9 июля 2014 года в Екатеринбурге прошло заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России под руководством председателя правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. В ходе совещания обсуждались вопросы финансовой поддержки малых и средних высокотехнологичных предприятий в области фотоники. Были рассмотрены вопросы финансирования перспективных исследований и производства высокотехнологичного оборудования за счет государственных программ и  облегчения выдачи займов инновационным компаниям. На совещании было принято решение по выравниванию таможенных пошлин на радиоэлектронные компоненты, ввозимые в Россию для производства телекоммуникационного оборудования. Существующие таможенные правила создают ситуацию, когда оборудование отечественного производства, построенное на зарубежных комплектующих, проигрывает в цене перед готовым изделием, так как пошлина на ввозимые радиоэлектронные компоненты составляет 11%, а пошлина на оборудование – 0%. Эта ситуация, когда выгоднее импортировать готовые продукты, а не комплектующие для сборки собственных изделий, была признана абсурдной и не соответствующая интересам государства.


В 2014 году в Государственной Думе обсуждались поправки, относительно российского производителя, для внесения в Закон «О связи». В соответствии с ними должны быть определены критерии, которые позволят отнести телекоммуникационное оборудование к категории российского происхождения:

1.      Производитель оборудования – налоговый резидент РФ, более половины акций которого должны принадлежать государственным структурам или гражданам России;

2.      Права на конструкторскую документацию и ПО;

3.      Научно-производственная база для организации производства и обслуживания оборудования;

4.      Полный цикл сборки печатных плат и сборка оборудования. 


Также необходимо внести ряд изменений, позволяющих стимулировать использование телекоммуникационного оборудования российского происхождения, например, при проведении закупок для  государственных и муниципальных нужд ограничить допуск оборудования зарубежного производства. Кроме того, рекомендуется для успешного конкурирования с иностранными производителями мелким российским компаниям объединяться в крупные холдинги.


Развитие микроэлектроники

Микроэлектроника является технологической платформой для большинства отраслей народного хозяйства. Практически любое высокотехнологичное изделие построено на радиоэлектронной базе.


Основная  задача в настоящее время кроется в формировании внутреннего рынка спроса на микроэлектронную продукцию.


В мае 2014 года Минпромторг России представил «Стратегию развития радиоэлектронной промышленности РФ до 2030 года». В список мер государственной поддержки отрасли входят стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции, субсидирование кредитов, предоставление государственных гарантий и др.


Государственная поддержка по развитию радиоэлектроники в РФ ориентирована на производство компонентой базы для специальных сегментов отрасли и в меньшей степени – потребительского сегмента. В первую очередь – это всё то, что касается безопасности страны. Таким образом, гражданский рынок отстаёт от сегментов специального назначения по уровню поддержки, однако такая ситуация складывается также из-за недостаточности нормативно-правовой базы, регулирующей степень «свободности рынка», отсутствия программ по защите отечественного производителя. Одной из таких мер могло бы явиться требование по степени локализации производства, подразумевающего использование в электронных узлах отечественной элементной базы.


Поддержку в развитии отечественной радиоэлектроники оказывает также Агентство стратегических инициатив. Агентство вырабатывает механизмы по импортозамещению элементной базы, разработке образовательных стандартов, развитии кадрового потенциала, стимулированию внутреннего спроса. Спрос на отечественную компонентную базу можно стимулировать, например, путём строительства национальной сети широкополосного доступа и федеральной сети 4G полностью на отечественном оборудовании и ПО.

 

Эксперты озвучивают две важные проблемы в отрасли микроэлектроники – это отсутствие кадров и финансирования.


Ни для кого не секрет, что в 90-е годы множество высококвалифицированных специалистов покинуло страну. Людей можно вернуть, заинтересовав крупными проектами. Кроме того,  необходимо разрабатывать программы обучения молодых специалистов в специализированных ВУЗах. При необходимости можно привлечь на аутсорсинг специалистов других стран, например, азиатских, а также развивать программы обмена опытом. Что касается финансирования, то многие инвестиционные фонды не выдают денежные средства в связи с отсутствием практики по этой деятельности и длительными сроками возврата инвестиций.


Ещё одной проблемой является отсутствие чёткой координации Проекта по развитию радиоэлектроники, курируемого одновременно несколькими Министерствами и ведомствами, никак между собой не взаимодействующими.


В 2014 году в связи с введением санкций в отношении России возникла проблема с развитием производства российской микроэлектроники, т.к. оборудование для производственных мощностей преимущественно импортного производства. Например, в августе американская компания Applied Materials прекратила поставку оборудования для фабрики «Крокус наноэлектроника». К счастью, альтернативного поставщика удалось быстрой найти. Санкции также ограничили доступ российских банков к европейскому кредитному рынку. 


Безопасность связи

В России, по сравнению с западными странами, доля оборудования отечественного производителя крайне низка. Преимущественно российские разработки используются на местных сетях связи и сетях связи специального назначения, в то время как магистральные и внутризоновые линии построены на базе оборудования зарубежных производителей, что подрывает национальную безопасность государства и препятствует развитию российской радиоэлектронной промышленности.


Стоит учитывать, что в телекоммуникационном оборудовании часто заложены недокументированные возможности технологического доступа со стороны производителей для настройки, дистанционной диагностики, обновления ПО и устранения неполадок. Однако эти возможности позволяют открыть несанкционированный доступ к сети связи. Эти возможности сложно вычислить. По мнению экспертов, чтобы обезопасить доступ к современному телекоммуникационному оборудованию, необходимо проанализировать встроенное ПО. Однако понять, как оно отреагирует на ту или иную входную комбинацию кодовых слов невозможно из-за огромного числа таких комбинаций.


Таким образом, телекоммуникационная инфраструктура, построенная на импортном оборудовании, не обеспечивает безопасность и целостность передачи информации. Вполне возможен преднамеренный вывод из строя магистральной сети, что повлечет за собой нарушение работы систем государственного и военного управления.


В ведущих странах мира законодательно ограничена доля импортного оборудования, применяемого на сетях связи. В большинстве стран всё относящееся к обеспечению национальной безопасности государства реализуется на оборудовании местного производителя.

«Разоблачения Эдварда Сноудена в 2013 году и публичные заявления американских спецслужб об усилении слежки за Россией в 2014 году серьезно поставили вопрос доверия зарубежному программному обеспечению и оборудованию, — сказал Николай Никифоров. — Очевидно, что те компании, которые раскрывают исходный код своих программ, ничего не скрывают, а вот те, кто не намеревается наладить сотрудничество с Россией в этом вопросе, могут иметь недекларированные возможности в своих продуктах».


Раскрытие информации о контроле серверов IT-компаний со стороны Агентства национальной безопасности США, прослушивании разговоров первых лиц ЕС, лишь обострило эту проблему.


Перспективы

Помощь государства в финансировании исследований и разработок в области новых телекоммуникационных технологий незаменима. Прогнозирование развития этой отрасли и создание собственных разработок позволит нашей стране встать не только наравне с ведущими странами, но и быть «впереди планеты всей».


Защищенное телекоммуникационное оборудование должно быть построено на собственной элементной базе. В первую очередь это оборудование должно устанавливаться для обеспечения коммуникаций в органах государственного и военного управления. Должны быть созданы российская операционная система, российский процессор, российская «облачная» платформа для государственных услуг.


Сегодня в мире активно развивается концепция полностью оптических сетей (AON – All Optical Networks). Эта технология подразумевает передачу и обработку информацию на оптическом уровне. Исследования и разработки совершенно новых оптических компонентов и оборудования в нашей стране позволит перепрыгнуть пропасть отставания и стать лидерами в этой отрасли. Если сосредоточить на оптических технологиях достаточные ресурсы, через несколько лет наша страна полностью избавится от технологической зависимости.


Другое перспективное направление – это российский стандарт подвижной связи HPIP (Hybrid Public Intellectual Product), разработанный на Российском радиозаводе им. А. С. Попова.  HPIP – это цифровая система высокоскоростной передачи информации в защищённом режиме, позволяющая предоставлять качественное услуги связи в условиях дефицита ресурсного спектра и в местах с высокой концентрацией абонентов. Система обладает большой ёмкостью, отсутствием блокировок вызовов в ЧНН за счёт специального алгоритма обработки сигнала. Кроме того, сигнал HPIP устойчив к интерференции в условиях многолучевого распространения сигнала в районах плотной застройки. HPIP отличается от LTEбольшим радиусом покрытия, что актуально для российских территорий, но меньшей скоростью передачи данных. Как видим, российские учёные могут разрабатывать уникальные технологии, не имеющие аналогов в мире.


14.jpg

 


  В состоянии ли Россия справится с международным вызовом в условиях экономических и   политических санкций? Конечно же, да! Как не вспомнить ключевые слова русского философа И. А.   Ильина: «Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в ее крушение и унижение! И вы   увидите,   что русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и   его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные   иллюзии на наших глазах изживаются до конца. Качество необходимо России: верные, волевые,   знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд;   выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей   Родине, эпоха, которая довершила бы все упущенное за время перегруженности и беспечности,   которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени. Эта эпоха близится и настанет,   в том порукою — природная даровитость и духовная гениальность русского народа. И ныне верить в   русское национальное возрождение — значит верить в грядущую победу качества, в победу верности   над предательством, знания над невежеством, труда над хищением, воли над страстью, верить в   победу божественных сил человека над сатанинским... И готовить восстановление России — значит,   прежде всего готовить себя самого к качественному служению Родине; готовить свой характер, свой   разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой   волевой идеи — русское качество. Верим и   знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового величия. И эпоха   эта будет стоять под знаком нашей волевой идеи!»



Читайте также:




Возврат к списку