Импортозамещение в отрасли связи

28.11.2014 Импортозамещение в отрасли связи Сергей Хохлов
директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России.


Интеграция современных технологий во все сферы жизни общества продолжает расти. Информационно-коммуникационные сервисы и телекоммуникационные технологии охватили практически весь мир. Программно-аппаратные решения с каждым годом в большей степени влияют на функциональные показатели конечной продукции, эффективность корпоративного и государственного управления. Скорость появления новых технологий и капиталоемкость их внедрения в производство требует все больших усилий для поддержания технологического паритета. В связи с чем доступ к перспективным высокотехнологичным разработкам напрямую влияет на национальную безопасность, динамику экономического роста и уровень жизни населения.

С начала 2000 годов радиоэлектронная промышленность развивается в рамках программно-целевых инструментов, направленных на преодоление стагнации и упадка, вызванных накопленным с 90-ых годов технологическим отставанием. Реализация комплекса мероприятий государственной поддержки позволила задать положительный тренд основных экономических показателей радиоэлектронной промышленности. Однако автономность динамики развития отрасли от бюджетного финансирования еще не достигнута. В связи со слабой позицией отечественных производителей на конкурентном рынке (доля отечественных радиоэлектронных товаров на внутреннем рынке в 2013 году составила 18%), запуск в серийное производство широкой номенклатуры востребованных отечественных радиоэлектронных изделий без эффективных мер государственной поддержки не представляется возможным.  

В настоящее время реализуемая американскими и европейскими партнёрами политика ограничительных мер в отношении России поставила государственные институты перед необходимостью введения дополнительных мер, направленных на обеспечение автономности от иностранных поставок критически важной продукции и технологий. Для решения обозначенной проблемы в марте текущего года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев сформулировал задачу по снижению доли импортной продукции на отечественном рынке в качестве приоритета государственной политики России. В рамках инициативы по импортозамещению Департаментом радиоэлектронной промышленности Минпромторга России были подготовлены предложения для включения в план мероприятий «дорожной» карты «Содействие импортозамещению в промышленности» в части радиоэлектронной промышленности (РЭП). Предложения включали комплекс мер нормативно-правового регулирования, направленных на создание условий для переориентации внутреннего спроса на продукцию отечественного производства. Основная идея заключается в фокусировании мер прямого и косвенного стимулирования спроса на товарах электронной и радиоэлектронной промышленности отечественного производства для содействия ускоренному выходу производителей на проектные мощности, что позволит снизить к 2020 году долю импорта в радиоэлектронной отрасли в 2 раза. 

Из общей номенклатуры радиоэлектронной продукции гражданского назначения, импортируемой из зарубежных стран, наиболее вероятным источником угроз для социально-экономического развития общества является телекоммуникационное оборудование. Эксплуатируемые в настоящее время операторами сети связи характеризуются высоким уровнем импортозависимости на всех архитектурных и технологических уровнях и базируются на оборудовании, характеризующемся сильной взаимозависимостью между программными и аппаратными средствами. Доля применяемых решений, построенных на базе оборудования и программного обеспечения зарубежного производства, составляет по различным оценкам от 80 до 90% от общего объема рынка. Это означает фактическую монополизацию российского рынка зарубежными производителями и поставщиками, а также невозможность поддержания работоспособности систем в связи с ограничением поставок зарубежного оборудования и возможным нарушением конфиденциальности передаваемых данных.

Создаваемая интегрированная сеть связи для нужд обороны, обеспечения безопасности государства и охраны правопорядка является критически важной стратегической компонентой системы обеспечения национальной безопасности. В условиях введения внешних регулятивных мер её создание и развитие на базе зарубежного оборудования недопустимо с позиции удержания и увеличения уровня национальной безопасности. Дальнейшее усиление санкций в отношении России и возможное ограничение поставок самого зарубежного оборудования и программного обеспечения, применяемого в различных сферах, может привести к дефициту в определенных сегментах. К тому же, вопрос доверенности сети – это вопрос, в первую очередь, доверенности используемого в ней оборудования.

Разработку оборудования для интегрированной сети связи, в свою очередь, необходимо осуществлять исключительно на перспективных технологиях и технологиях «будущего» и ни в коем случае не на имеющихся или давно устаревших. Как показывает анализ результатов работы предприятий в рамках Федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроника» на 2008-2015 годы, отечественные разработчики и производители аппаратного и программного обеспечения при выполнении работ и в планах развития собственных решений учитывают общемировые тренды в области перспективных сетевых архитектур, технологий и систем и средств разработки.

В настоящее время данный сегмент радиоэлектроники обладает рядом «окон возможностей» для роста в долгосрочной перспективе за счет реализации прорывных высокотехнологичных инновационных проектов, к числу которых относятся: 

Во-первых, принципиально новые технологии построения сетевых архитектур - программно-определяемые сети (SDN – software defined networking) и виртуализация сетевых функций/сервисов (NFV – network function virtualization). В среднесрочной перспективе телекоммуникационное оборудование трансформируется из «монолитного» продукта в инновационный продукт, базирующийся на унифицированных аппаратных средствах и общесистемном программном обеспечении.

Во-вторых, разработка импортозамещающих компонент и магистральных модулей, реализующих интерфейсы 100GE+. Проект позволит, помимо текущего производства, решить задачи развития магистральных и высокоскоростных систем передачи данных ближайшей перспективы, так как является подготовительной частью систем 400G и DWDM с высокой плотностью.

В-третьих, исследования и разработка нового поколения развития сетей мобильной связи - концепции системы 5G. Современные сети мобильной связи как 3G так и 4G в отношении качественных и количественных показателей достигают своих граничных значений. Рост количества пользовательских устройств и новые интерактивные сервисы, требуют высоких скоростей и малых задержек, а также приводят к значительному увеличению объёмов трафика, с которыми существующие сети не смогут справиться. 

В связи с укомплектованностью систем связи, эксплуатируемых зарубежными операторами, в кратко- и среднесрочной перспективе спрос на инновационные проекты будет переведен в отложенное состояние. Что открывает возможность для отечественных производителей представить решения с использованием передовых технологий до того, как зарубежные производители осуществят экспансию на отечественный рынок. Однако разработка и серийное производство отечественного телекоммуникационного оборудования для построения и дальнейшего развития интегрированной сети связи в условиях ограниченных временных сроков возможны только при создании и развитии института кооперации между отечественными разработчиками.

Развитие кооперации представляется целесообразным проводить через реализацию механизма перекрестной кооперации предприятий разработчиков, имеющих существенный научно-технический задел, накопленные и максимально сконцентрированные компетенции, в смежных технологических направлениях сферы телекоммуникаций.

Синергетический эффект от кооперации будет обеспечен при отраслевом и межотраслевом взаимодействии разработчиков программного и аппаратного обеспечения, производственных и промышленных компаний по следующим ключевым направлениям: 
-телекоммуникационное оборудование;
-вычислительная техника;
-электронная компонентная база.

Учитывая важность решения задачи импортозамещения в сегменте телекоммуникационного оборудования с точки зрения национальной безопасности и ограниченных сроков актуальности инновационных отечественных решений на развитие отечественных производителей, помимо мер нормативно-правового регулирования, с 2016 года будут также направлены инструменты реализации Государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы». Результирующий эффект от реализации комплекса разработанных мер и программно-целевых инструментов позволит снизить долю импорта в сегменте телекоммуникационного оборудования.


Читайте также:




Возврат к списку