Рекламу на платежных документах за услуги ЖКХ и ресурсы могут запретить уже в этом году!

23.09.2014 Рекламу на платежных документах за услуги ЖКХ и ресурсы могут запретить уже в этом году!

В мае 2014 года, Депутат Государственной Думы Дмитрий Алексеевич Литвинцев внес в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", который предусматривает введение запрета на размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.


В пояснительной записке к законопроекту сказано: «В соответствии с п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем. В п. 69 указанных Правил перечисляются сведения и информация, которая должна быть указана в платежном документе. Помимо информации о зачислениях там могут содержаться другие сведения, подлежащие включению в платежные документы в соответствии с Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Рекламная информация к таким сведениям не относится.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011г. № 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Рекомендовано применять платежный документ для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги, а также для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг.

Так, в платежных документах должны быть указаны следующие сведения:


·      сведения о плательщике и исполнителе услуг;
·      информация для внесения платы получателю платежа (наименование получателя, реквизиты и т.д.);
·      расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
·      справочная информация (нормативы потребления коммунальных услуг, показания приборов учета, суммарный объем коммунальных услуг);
·      сведения о перерасчетах, о задолженности;
·      расчет суммы к оплате;
·      уведомление о сроках и порядке снятия показаний приборов учета, последствиях несанкционированного вмешательства в их работу;
·      сроки хранения платежного документа;
·      сроки и способы внесения платы, последствия нарушения этих сроков.


Часто в целях экономии печатного места именно для размещения рекламы, вся вышеуказанная информация, которая является обязательной, печатается самым мелким шрифтом, и оказывается нечитаемой для некоторых категорий граждан, например, пенсионеров, людей с нарушением зрения.

В пояснительной записке отмечается что в России  уже имеется и судебная практика по вопросу размещения рекламной информации на платежных документах. Суды признают такую рекламу ненадлежащей и противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг. Однако, не каждый гражданин в состоянии обращаться в судебные органы с таким заявлением. Необходимо законодательно урегулировать данный вопрос, во избежание подобных спорных ситуаций.

В связи с изложенным, данным законопроектом предлагается запретить размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг.

Комитетом – исполнителем назначен Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а соисполнителем - Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

Рассмотрев представленный проект федерального закона, Правовое управление Государственной Думы сообщило, что замечаний правового  характера по нему не имеется.

Законопроект может быть рассмотрен Государственной Думой в первом чтении уже до конца 2014 года.

Стоит отметить, что практика размещения рекламы уже давно вошла в обиход не только предприятий жилищно-коммунального хозяйства и ресурс снабжающих организаций, но и компании фиксированной связи, о которых в законопроекте вообще ни чего не сказано, основная претензия высказывается именно с ресурсоснабжающим организациям и предприятиям жилищно-коммунального комплекса.

Директор по реализации электроэнергии, одной из ведущих энергосбытовых компаний России, осуществляющего функции гарантирующего поставщика электроэнергии на территории десяти субъектов - ОАО ГК «ТНС энерго», Алексей Ситдиков, комментируя ПФЗ отметил что: "необходимо провести взвешенную оценку последствий принятия данного законопроекта. Возможно, что предложенные мероприятия не решат заявленные проблемы, но будут иметь существенные негативные последствия. 


Судя по пояснительной записке к законопроекту, основным поводом для запрета размещения рекламы является печать мелким шрифтом обязательной информации. Указанную проблему данный законопроект не решит. Необходимо искать другие способы.


Исходя из опыта работы большинства компаний отрасли ЖКХ и ТЭК, квитанция занимает одну страницу, формат определяется техническими особенностями и количеством строк квитанции. Любая дополнительная информация, в том числе реклама, печатается только на оборотной стороне. Размер шрифта никак не изменится после запрета, так как информация квитанции также будет печататься на одной странице.


При обсуждении данного законопроекта необходимо учесть следующее:

Необходимо оставить право исполнителя услуг на размещение на квитанции (в том числе её оборотной стороне) любых информационных материалов, связанных с договором, содержащим условия предоставления жилищных и/или коммунальных услуг. Квитанция на сегодня является самым эффективным и дешёвым, а иногда даже единственным способом донесения до потребителей важной информации исполнителя. К такой категории может относиться, в том числе, информация, направленная на повышение информированности потребителя в части исполнения договора и дополнительных услуг поставщика, и реклама услуг сторонних организаций, задействованных в отношениях между исполнителем и потребителем, например, реклама альтернативных способов оплаты коммунальных услуг и т.п.


Нецелесообразно ограничивать компании в размещении информации, связанной с популяризацией энергосбережения, энергосервиса, иных приоритетных государственных направлений, в том числе услуг иных организаций, сопряжённых с повышением энергоэффективности, улучшение качества жилищных и коммунальных услуг и т.п. Указанная информация размещается в интересах государства, отрасли и потребителя.


Размещение рекламы на квитанциях в большинстве случаев позволяет снизить затраты на организацию процесса печати. Полная отмена рекламы повлечет дополнительные затраты, что может привести к повышению стоимости жилищных услуг и тарифов на коммунальные услуги. На наш взгляд это может быть более существенным аргументом, чем частные жалобы. Там, где размещение рекламы, как способ снижения затрат, используется достаточно давно, уже выработаны действенные механизмы визуального выделения квитанции из общего потока рекламы.


Таким образом, с мелким шрифтом логичнее было бы бороться прямыми методами, в частности установкой требований к минимальному размеру шрифта. "



По сути ни кто из компаний отрасли не заинтересован в том, чтобы платежные документы смешались в почтовом ящике с другими рекламными буклетами и не были бы выброшены в урну, а данные в них были не читаемыми, ведь от достоверности и  напрямую зависит оплата за их основной вид деятельности – поставку энергоресурсов!
Хочется отдельно отметить что далеко не все организации размещают дополнительную информацию на платежных документах! Этот вопрос, на мой взгляд, достаточно важен с точки зрения принятия депутатами окончательного решение по данному законопроекту.

Большинство поставщиков энергетических ресурсов и многие компании ЖКХ активно борется за клиента, реализуя программы повышения лояльности в рамках которых стараются донести клиенту ту, важную для него, самого информацию по вопросам энергосбережения, применения энергоэффективных бытовых приборов, важности рационального потребления и учета потребляемых ресурсов, соблюдения сроков передачи показаний приборов учета и важности своевременной оплаты за потребленный ресурс или оказанную услугу, утилизации КЛЛ и др. Платежный документ в этом случае рассматривается как основной канал распространения информации – наглядно мотивирующий клиента к соблюдению установленных законом норм и формированию более рационального подхода к потреблению ресурсов.

Кто упрекнет компании в том, что они пытаются найти новые возможности для контакта с целевыми аудиториями, не нарушая при этом формата предоставления основной, платежной информации.

Бесспорно, реклама или информация «на правах рекламы», размещённая на платежных документах должна полностью соответствовать Закону «О рекламе» и не нарушать права граждан страны! Факт неоспоримых и можно сказать только слова благодарности депутату Литвинцеву за то, что он поднял такой важный вопрос!

Можно предположить в такой вариант, что в условиях, когда далеко не все компании размещают на платежных документах дополнительную информацию, но позиция компании может поменяться со временем, будет более справедливо и правильно регламентировать (возможно, с внесением отдельного пункта в Закон «О Средствах массовой информации» - напомню что платежка в данном контексте рассматривается как коммуникации с потребителем) обязанность компании печатающей такую рекламу  пройти соответствующую процедуру регистрации в качестве СМИ или отдельном реестре, а при регистрации указать максимальный объем размещаемой рекламной информации. В этом случае владелец «уже СМИ» будет прямо подпадать нормы действующего законодательства и нести всю полноту ответственности за свои действия. Дополнительный контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы будет не лишним, а граждане смогут в случае возникновения претензий обращаться с заявлениями уже в ФАС, а не в судебные органы.

Очень ждем Ваших комментариев на наших страничках в соцсетях.


 
Координатор Проекта «Надежный партнер»,
Член редакционного совета журнала «МИР ТЕЛЕКОМА»
Андрей Романчук



Читайте также:




Возврат к списку