в «Парламентской газете» обсудили механизмы взыскания задолженности с потребителей энергоуслуг

28.04.2015 в «Парламентской газете» обсудили механизмы взыскания задолженности с потребителей энергоуслуг 27 апреля в Правительстве рассматривался законопроект по платежной дисциплине. О его важности красноречивее всего говорят цифры. Как сообщил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, прибывший на пресс-конференцию прямо с правительственной комиссии, на сегодняшний день долг предприятий за потребленные энергоресурсы, то есть электро- и теплоэнергию, воду и газ, превышает 800 млрд рублей и еженедельно увеличивается на 7-10 млрд рублей.

О том, какие меры необходимы для повышения платежной дисциплины на исполнительном и законодательном уровнях, журналистам рассказали замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, руководитель рабочей группы СФ по энергетике, энергосбережению и повышению энергетической эффективности Виктор Рогоцкий, начальник правового управления НП «Совет рынка» Николай Рощенко, заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК Елена Фатеева и генеральный директор ОАО «ЭСК РусГидро» Иван Абрамов. - Сегодня главная отрасль экономики находится в очень трудной ситуации, и основная причина этого состоит в том, что потребители рассчитываются с поставщиками энергоуслуг в последнюю очередь, - пояснил Виктор Рогоцкий. - Логика в этом есть: пени за просрочку платежей гораздо ниже процентов по банковским кредитам. Безусловно, выгоднее кредитоваться у сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков. Последние в этой ситуации оказались между молотом и наковальней, поскольку вынуждены брать взаймы у банков на жестких условиях, чтобы покрыть кассовые разрывы на опте и рознице. Такая ситуация ставит под угрозу развитие важнейшей отрасли экономики и выход один – ужесточить меры борьбы с неплательщиками. «Закручивать гайки» предполагается по всем фронтам и никаких поблажек в случае принятия законопроекта злостным неплательщикам ждать не приходится. Среди мер по наведению порядка в платежной дисциплине, как пояснил Николай Рощенко, повышение пеней за просрочку платежей с 1/300 до 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, введение механизма предоставления финансовых гарантий для неотключаемых потребителей, нарушающих платежную дисциплину. В случае отсутствия финансовых гарантий руководителей предприятий ждет административная ответственность. - Обсуждение законопроекта прошло в деловой обстановке, серьезных разногласий не было, правительственная комиссия одобрила поправки, связанные с укреплением платежной дисциплины, и в ближайшее время они поступят на рассмотрение в Госдуму, - сказал Вячеслав Кравченко. – Не думаю, что в случае принятия закона мы сразу же получим идеальную платежную дисциплину, но надеюсь, что это остановит рост долгов за энергоресурсы. С точки зрения гарантирующих поставщиков, самое главное в обсуждаемом законопроекте – это равные штрафные санкции, которые вводятся на розничном рынке, предоставление финансовых гарантий и более жесткая и прозрачная процедура ограничения энергоснабжения неотключаемых потребителей. Помимо этого на пресс-конференции речь шла о механизме расщепления платежей между всеми участниками рынка потребителей электроэнергии, то есть автоматическом распределении денежных средств между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями через единый расчетный центр. О том, почему данный механизм не поможет в укреплении платежной дисциплины, рассказала Елена Фатеева. - На сегодняшний день структура дебиторской задолженности такова: около 119 млрд приходится на долю потребителей розничного рынка, 50 млрд – потери территориальных сетевых компаний, то есть потери, которые не оплачиваются, - отметила Елена Фатеева. - А далее у гарантирующего поставщика возникают обязательства на оптовом рынке и перед сетевыми организациями плюс собственные затраты. По оценке Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, гарантирующие поставщики берут приблизительно 150 млрд кредитов, полностью выполняя свои обязательства перед оптовым рынком электроэнергии, а долг перед сетевыми организациями составляет примерно 83 млрд. Если будет введен механизм расщепления платежей, то из вышеописанной схемы мы будем вынуждены убрать 150 млрд заемных средств, и все неплатежи, которые формируются на розничном рынке, в том же самом объеме лягут на оптовый рынок и сетевые организации. И эта ситуация в долгосрочной перспективе будет только ухудшаться. Потому что из модели уходит механизм, более всего заинтересованный в минимизации неплатежей на розничном рынке, то есть гарантирующие поставщики. Модель расщепления платежей позволяет расщепить только то, что уже получено, и если бы сбытовые компании получали 100-процентную оплату с розничных потребителей, то никакой модели не потребовалось бы. А что касается исключения из цепочки сбытовых компаний, то, как отметил Иван Абрамов, в этом случае потребители останутся один на один со всеми проблемами энергорынка. - Гарантирующий поставщик - это буфер между потребителями и субъектами рынка, который сдерживает неплатежи и представляет интересы клиентов, - отметил Иван Абрамов. - Он решает множество конфликтов и разногласий между поставщиком и сетевыми организациями, о которых потребителям просто не следует знать. Их единственная обязанность – своевременно и в полном объеме оплачивать счета. И мы всегда на стороне потребителей. В качестве одного из примеров глава Энергосбытовой компании РусГидро привел борьбу с высокими начислениями на общедомовые нужды. Проблема ОДН, на первый взгляд, это исключительно головная боль собственников жилья. Задача гарантирующих поставщиков – собрать плату за потребленные энергоресурсы в полном объеме. Тем не менее, сбытовые компании включились в борьбу с высокими ОДН, поскольку самостоятельно разобраться в том, почему они растут, жильцы не в состоянии, а управляющие компании в большинстве своем попросту не заинтересованы в сокращении потерь на ОДН. Предложения в обсуждаемый законопроект, борьба с ОДН, вопросы энергосбережения, стандарты взаимодействия с потребителями энергоресурсов неоднократно обсуждались по инициативе проекта «Надежный партнер». - Эта площадка создавалась не только для награждения добросовестных потребителей, но и для привлечения всех заинтересованных лиц к решению самых важных и острых проблем отрасли, - подчеркнул Виктор Рогоцкий. - В этом году участниками проекта стали уже 29 российских регионов, и я надеюсь, что в самое ближайшее время проект, учитывая его огромную социальную значимость, поддержат и ведущие политические партии страны.


Возврат к списку